Дмитрий Ермолович-Дащинский
Если 1990-е называют “первым поколением” постсоветской квир-культуры, то в таком случае малоизученные “перестроечные” 1980-е могут быть обозначены как “нулевое поколение” или “поколение ZERO”.
В этом смысле уникальным и полузабытым явлением культурной жизни Минска в преддверии распада СССР стал театр-студия Рида Талипова “На площади Победы”, отличительными чертами которого были изысканность стиля (еще недавно называемого “буржуазным”), эстетика абсурда и парадокса, акцентированная образность мизансцен, биэротичность, подчеркнутая чувственность, смелость отдельных натуралистических деталей. Эстетическую концепцию своего театра художественный руководитель, режиссер, сценограф и музыкальный оформитель Рид Талипов определял как красоту отношений, мира, тела и души каждого человека [7, c. 26].
Рид Сергеевич Талипов (имя при рождении — Фларит Салихович) родился 3 ноября 1948 г. в башкирской деревне. Большую часть своей насыщенной событиями жизни он провел вдалеке от родины. Учился в Нижнекамском музыкальном училище, на режиссерских отделениях Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина и ГИТИСа в Москве. В Минск Рид приехал, узнав, что здесь открылся Государственный театр музыкальной комедии БССР — театралы зрелых лет даже помнят его имя на афишах.
В конце 1980-х в Минске Талипову вместе с единомышленниками удалось добиться согласия на разгерметизацию под театр-студию бомбоубежища по улице Ленина — на третьем уровне под землей, параллельно метро. На кастинг пришло около 3000 человек, ведь то время было самым пиком студийного движения в СССР — пожалуй, наиболее интересного явления позднесоветского театра. Талипов приглашал к себе непрофессионалов и проводил студийное обучение в классе на площади Победы, формируя труппу из людей, разделявших эстетику и идеи его искусства.
В репертуар театра-студии вошли три спектакля — пьесы польских абсурдистов Славомира Мрожека и Тадеуша Ружевича, а также режиссерская инсценировка повести Александра Куприна “Яма”.
“Стриптиз” С. Мрожека в постанове Рида Талипова (1988) — о фиктивности идеи свободы в современном обществе. Он (артист Игорь Степанов) и Она (артистка Ольга Сизова) словно случайно оказались вместе и вынуждены подчиняться приказу “черной руки” — невероятной силы, которую можно воспринимать в спектакле и в категориях жизни и смерти, и как непосредственную зависимость человека от социума. Художником-постановщиком выступил сам Талипов, оформив спектакль в графическом стиле. Черные костюмы с красно-белыми деталями удачно сочетались с игрой теней в номере-пантомиме и общей геометрией мизансцен. Черный цвет в спектакле символизировал смерть, красный — любовь, а белый — познание. Аскетизм режиссерских приемов и цветового решения спектакля подчеркивался точно подобранными деталями и эпизодами, включая цвет мужских носков или элегантность падения шляпы с головы персонажа. Раздеваясь по приказу “черной руки”, мужчина и женщина оставались в шляпах по моде 1980-х — пока у них есть хоть капля человеческого достоинства [5, c. 8–9].
В парадоксальной трагикомедии “Картотека” Т. Ружевича (1989) Рид Талипов не следовал ни одной авторской ремарке. Не было на сцене ни серых костюмов, ни толстых отвратительных сплетниц-кумушек, но были вечерние платья и утонченная женственность, которая граничила и контрастировала с жестокостью, сплетая воедино темы вечной красоты и несовершенства мира [6, c. 13]. Драматургия Ружевича дала повод для эксперимента, очень рискованного и редкого на советской сцене — анализа процесса распада личности в столкновении с ужасом реальности. Эксперимент удался благодаря сотворчеству с талантливым актером Игорем Степановым, а также эффектному визуальному решению: роскошным шелковым платьям от Беларусского центра моды мог позавидовать пошивочный цех любого государственного театра. Талипов сочинял спектакль, не следуя тексту пьесы, а вместе с актерами углубляясь в предложенный Ружевичем круг идей и ассоциаций [4, c. 8]. Возраст, имя, социальное положение Героя (артист И. Степанов) менялись ежеминутно — пролетала перед глазами целая жизнь. Трагически воспринималось отсутствие взаимопонимания персонажа с его близкими. На протяжении всего спектакля из рук в руки передавалось красное яблоко познания: сначала его надкусывали, а затем съедали.
Сценическое произведение утверждало, что только сам человек несет ответственность за собственную жизнь, и пока не придет понимание этого, каждому суждено бесконечно бродить по лабиринтам мучительных испытаний [2, c. 15].
Спектакль “Яма” по А. Куприну (1989) не был ни красочным, ни насыщенным интерьерными подробностями. Его жанр режиссер определил как “трагикомедия-рассуждение” [6, c. 13]. В Ямской слободе (называемой просто “Яма”) некоторого южного города Российской империи ночь и день открыты двери публичных домов, где работают местные проститутки. Краеугольным камнем сюжета становится история судьбы одной из проституток — сильной и гордой Жени. Когда клиент заразил ее сифилисом, Женя, не пожелав лечиться, из мести захотела заразить как можно больше мужчин. Но пожалев юного учтивого кадета, во всём призналась и повесилась. Проститутки по обыкновению носили романтические вымышленные имена, и только когда Женя покончила с собой, в спектакле впервые называлось ее настоящее имя — Сусанна Райцына, что символизировало ее освобождение от общественной предначертанности — пусть и после смерти.
Рид Талипов создал авторский театр, где особое значение приобрели личность режиссера, его психология и мировоззрение.
Сквозь время хочется расслышать его монолог о любви и одиночестве, основанный на интервью 1997 года и невероятно откровенный для острожного и закрытого человека:
“Все прожекторы и софиты театра должны направить свои лучи в душу, чтобы разобраться в столкновении чувств и понять беду, несчастье современных людей и с состраданием отнестись к Великому одиночеству… Когда я читаю письма зрителей, я понимаю, сколько людей мучаются — не могут выразить себя до конца. Мне пишут, а я не могу ни помочь, ни соответствовать…
Театр и любовь — это как правая и левая рука… И все-таки я предпочел бы правую. Каждый мой спектакль есть внутреннее посвящение кому-то, каждый — рассказ о моей любви… Иногда в день премьеры мне становится не по себе от того, что я настолько откровенен в своих постановках.
Когда я влюбляюсь, это похоже на болезнь… Моя трагедия в том, что никто не способен выдержать силу моей любви. И я прекрасно осознаю, что это — огромный груз. Любимые уходят от меня… и только по моей вине. Здесь, как и в театре, я требую полного подчинения, мне необходимы власть и обладание… Быть может, если бы мы поменялись местами, меня бы это тоже пугало. Самое страшное, что я буду влюбляться до ста лет, если доживу, конечно, — ведь тогда моя любовь вряд ли будет пользоваться взаимностью.
Мне кажется, что сублимация — это не про меня. Влюбленность — как генератор, мотор — дает мне некое высшее понимание, благодаря которому рождаются образы и идеи. А несчастная любовь… Хочется запереться в квартире, опустить шторы, отключить телефон и даже забыть о театре. В театр, правда, снова иду, и там обо всем забываю. Но насколько лучше были бы мои спектакли, если бы я был счастлив…” [3]
В театре на улице Ленина, в галерее с низким потолком, которая вела в зрительный зал, на стенах были картины, в напольных вазах красовались живые цветы, а доброжелательные юноши во фраках на пути в зал презентовали зрителям программки… Когда в начале 1990-х горисполком отнял у Талипова преобразившееся в элитарный театр бомбоубежище, некоторое время режиссер был вынужден арендовать для своих спектаклей зал во Дворце искусства, последней же сценой театра-студии стал клуб им. Ф.Э. Дзержинского. На некоторое время Рид покинул Беларусь и с большим успехом ставил спектакли в театрах России, Польши, Словении, Германии, а также в Австрии, где пресса сравнила его постановки с фильмами Ф. Феллини.
В середине 1990-х — начале 2000-х гг. Талипов снова ставил в Беларуси, преимущественно в областных театрах. Каждый из его спектаклей становился уникальным культурным явлением и изменял творческую жизнь регионального театра — будь то “скандальный”, “фрейдистский” “Месяц в деревне” И. Тургенева (Брестский театр драмы и музыки, 1996), символистская “Чайка” А. Чехова (Гомельский областной драматический театр, 1997) или элегантная и интеллектуальная “Катерина Ивановна” Л. Андреева (Белорусский академический драматический театр им. Я. Коласа, 2002). В каждой из названных работ он “сотворил диву”, уделив пристальное внимание художественному исследованию феминности: “Чайка” у Талипова зазвучала от Аркадиной (народная артистка Беларуси Людмила Корхова), “Месяц в деревне” стал личной историей Натальи Петровны (заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Левчук), а действие “Катерины Ивановны” было центрировано вокруг личности главной героини (народная артистка Беларуси Светлана Окружная).
В 2009 году Рид Талипов принял весьма непростое художественное руководство Коласовским театром в Витебске. Примадонна Светлана Окружная была его близкой подругой.
Сравнивая актеров с музыкальными инструментами, Талипов называл ее “целым оркестром”. Окружная же отзывалась признанием: “Талипов — человек Возрождения”.
Одновременно с творческой работой в Витебске, Талипов служил доцентом кафедры режиссуры Белорусской академии искусств, где преподавал мастерство студентам-заочникам — будущим режиссерам драматического театра. Находясь в Минске, он лечился от воспаления легких в 9-ой клинической больнице, где 16 февраля 2011 года у него случился инсульт. 21 февраля около 17:00 гениальный режиссер, опередивший свое время, скоропостижно ушел из жизни. Никто не мог даже предположить, что это произойдет так внезапно — Рид Сергеевич неизменно следил за своим здоровьем и имиджем, в одежде предпочитая черный цвет.
С любовью и сожалением вспоминает о друге С. Окружная:
“Порой мне казалось, что этот внешне закрытый человек самое дорогое и потаенное доверял только сцене. Он великолепно чувствовал ее, вдумчиво и ответственно относился к выбору драматургии, репетициям, актерам. Мы успели сделать немногое, но зато продуктивно, ярко, знаково.
Он покинул нас неожиданно. Его богатый и в то же время ранимый внутренний мир не выдержал жестокости жизни. Высокая натура, Талипов не позволял себе опуститься на один уровень с посредственностью. На оскорбления отвечал молчанием, но что в это время происходило в его душе?.. Своим внезапным уходом Талипов наказал нас всех, предупредив о хрупкости нашего мира” [1, c. 47].
В 2001 году Рид Талипов был награжден Специальной премией Президента Республики Беларусь за достижения в области театрального искусства. Иных наград и почетных званий не имел. Его 70-летие в 2018 году осталось незамеченным даже в узком театральном кругу.
Автор выражает благодарность актеру и педагогу Игорю Степанову, любезно предоставившему фотографии из своего личного архива.
На обложке: сцена из спектакля “Картотека” Т. Ружевича. Фото из личного архива И.Степанова.
Список использованных источников
- Акружная С. Словы… запозненыя / С.Акружная // Мастацтва. – 2014. – №1. – С. 46–47.
- Арлова, Т. Процістаянне / Т. Арлова // Мастацтва Беларусі. – 1990. – №5. – С. 11–16.
- Кравченко, А. Три цвета Рида Талипова / А. Кравченко // 7 дней. – 1997. – 1 февр. – С. 15.
- Ракіцкі, В. Тэатральная альтэрнатыва / В. Ракіцкі // Мастацтва Беларусі. – 1990. – №5. – С. 6–11.
- Ратабыльская, Т. У марах пра тэатр / Т. Ратабыльская // Мастацтва Беларусі. – 1989. – №5. – С. 6–10.
- Таліпаў, Р. Я ведую, як цяжка жыць… / Р. Таліпаў; гутарыла Ж.Лашкевіч // Літаратура і мастацтва. – 1995. – 6 кастр. – С. 1, 13.
- Халіп, І. Зорка на далоні жабрака: тэатральна-студыйныя разважанні ў трох дзеях з пралогам і эпілогам / І. Халіп. – Мастацтва Беларусі. – 1990. – №2. – С. 26–30.