УНОВИС: ИМЕНА И ФАКТЫ

Среда, Июль 12, 2017 | ТЭГІ: гісторыя , лекцыя

Текст подготовлен на основе транскрипта лекции Александра Лисова “УНОВИС как инструмент мировой революции духа”, которая состоялась в рамках фестиваля Artes Liberales 23.04.2017. Публикуются фрагменты

Марк Шагал — основатель Витебского Народного художественного училища. Вместе с училищем было необходимо создание музея, этот музей должен был иметь отдел еврейского искусства. В августе 1918 года появляются статьи в витебских газетах, которые сообщают о том, что Марк Шагал выехал в Петроград для утверждения в центре своего проекта.

Главная проблема, с которой он сталкивается, это проблема кадров — педагогов, которых в Витебске недостаточно для того, чтобы открыть профессиональное учебное заведение.

Здание, в котором разместилось Витебское Народное художественное училище, сохранилось до настоящего времени. Построено в 1913 году накануне Первой мировой войны. Таких домов в начале века в Витебске было очень мало. Здесь было паровое отопление, канализация, освещение. Это был шикарный городской особняк. Его национализировали в первую годовщину Октябрьской революции и передали на нужды Витебского художественного училища. Сейчас в этом здании Музей Витебской художественной школы.

Аудитория УНОВИС в Витебских свободных государственных художественных мастерских. Фото 1920-21 гг.

Первым директором Витебского художественного училища был не Шагал, а Мстислав Добужинский. Он был нужен, потому что у него было имя, которое могло привлечь кадры. Добужинский не просто так приехал в Витебск — у него тут жила семья отца. Один из художников, который работал в училище с первых дней, Давид Якерсон. Он в своем творчестве переживает принципиальные трансформации, приходит от реалистического искусства к супрематическому. В 1920 году он становится членом УНОВИСа. Его работы витебского периода хранятся в Витебском художественном музее. В мае руководителем Витебского художественного училища становится Лазарь Лисицкий. Он сыграл исключительно важную роль в том деле, которое связано с организацией группы УНОВИС.

Благодаря его усилиям в Витебске случилось многое, в том числе связанного с фигурой Казимира Малевича.

Казимир Малевич, как предполагают специалисты, хотя прямых указаний на это нет, был приглашен Лисицким. Он был инициатором приглашения Малевича. Конечно, это приглашение не могло не состояться без согласия Шагала. Шагалу нужны были заметные педагоги в коллективе, но он, очевидно, не представлял себе настоящие масштабы личности Малевича, и поэтому согласился. Если бы он знал, вероятнее всего, этого не произошло бы. Время приезда Малевича в Витебск относят к концу октября — началу ноября 1919 года. Но документов, которые на это указывали бы, нет. Впервые в документах Витебского Народного художественного училища он упоминается в связи с проведением выставки местных и московских художников. Эта выставка была открыта 7 ноября 1919 года к годовщине Революции. В связи с этой выставкой проходила и лекция Малевича. Дело в том, что на этой выставке были экспонированы и произведения самого Малевича.

Считается, что Малевич очень много в Витебске писал. Он писал тексты, он не писал картины. На это была направлена его деятельность — на создание теории, философии супрематизма, и он очень много занимался разработкой педагогической системы. Но тексты в Витебске были напечатаны раньше, чем он сам приехал. Дело в том, что весной 1919 года в Витебске выходил Альманах “Революционное искусство”. И в нем был опубликован текст Малевича. Причем источником материала стал Иван Пуни.

Витебск привлекал художников тем, что в отличии от столицы там художников поддерживали: выдавали пайки, одежду. Письмо Добужинского из Витебска, он то и дело что удивляется: “В Витебске булки продают белые на рынке”. В Петрограде в это время ничего этого нет. Малевич в ноябре пишет: “Я бы прислал, но посылки не разрешают слать, нельзя”. Можно было слать только нормированное количество продуктов и только родственникам, тем у кого фамилия та же.

Обложка брошюры К. Малевича “О новых системах в искусстве”, первого витебского издания художника

Малевич, конечно же, был занят не питанием, а теорией. Его привлекло то, что ему было обещано издание его рукописей. Эта рукопись появилась летом 1919 года. Осуществила печать литографская мастерская Витебского Народного художественного училища. Для этой работы завершающий фрагмент написал Малевич. Предисловие к тексту Малевича написано уже в Витебске.

Стоит дата 15 ноября 1919 — Казимир Малевич уже в Витебске.

В Витебске издали целый ряд книг Малевича. Например, “Супрематизм. 34 рисунка”, вышла 1920 году. Она представляет собой альбом супрематизма, но поскольку возможности полиграфические были слабые, этот набор супрематических композиций был издан на очень плохой бумаге. Предисловие для него было написано Малевичем. Еще одна известная книга, которая была издана в 1922 году, на самом завершении витебского периода Малевича — “Бог не свергнут: искусство, церковь, фабрика”. Философский труд, работа которая дает возможность понять эволюцию форм, как ее представляет себе Малевич. На самом деле обыватель воспринимает работу по-другому. Его задевают слова “Бог не свергнут”. Антирелигиозная пропаганда, и тут появляется в витебской газете объявление о том, что Малевич издал антиклерикальную книгу. В ней Малевич сравнивает развитие искусства и производства и говорит о том что это движение стремится к состоянию покоя, то есть к состоянию смерти. Эволюция форм искусства приводит к окончанию. У Малевича есть рисунок, надписи на котором дают возможность представить концепцию Малевича, касающуюся развития форм в искусстве. Надпись сверху “Творчество не может быть свободным, оно только акт необходимости” — спор о смысле творчества. Малевич не имел школы, не был знаком с философской традицией, тем не менее был цельным человеком, которому удалось многое осмыслить.

У Луначарского встречаются замечания по поводу Малевича и его текстов. Он неоднократно обращается к его текстам. У него есть статья “Искусство и его наивысшая форма”, там он рассуждает о дальнейших формах искусства и по поводу Малевича он пишет: “Я пробовал читать величавые теоретические произведения вождя супрематистов. Свои цели и свои пути Малевич старается там каким-то образом связывать, запутывать и с революцией, и с богом”.

Эскиз уличного оформления УНОВИС. 1919

Первая крупная супрематическая акция в Витебске — это оформление годовщины комитета по борьбе с безработицей. Это была межпрофсоюзная организация, чьей задачей была стимулировать развитие производства. В декабре 1919 года решает отметить свою некруглую годовщину. Витебское Народное художественное училище получает предложение поучаствовать. Центральными фигурами в организации художественного оформления становится Малевич и Лисицкий.

Супрематическое оформление витебского трамвая. Фото

После первой акции в комитете по борьбе с безработицей в январе начинается процесс создания УНОВИС. С начала месяца происходит консолидация группы учеников вокруг Казимира Малевича. Это стало возможным, благодаря тому, что создавая школу, Шагал провозгласил идею свободных мастерских, а они дают возможность каждому учащемуся самостоятельно выбирать себе педагога. И если в начале 1920 года у Шагала две мастерские, потому что все его ученики не могут заниматься одновременно в одной мастерской, то к лету он оказывается с теми учащимися, которые оказались, возможно, наиболее деликатными и не перебежали к Малевичу. Позиция Малевича: на начальном уровне выявить склонности ученика, к какому направлению он ближе (не обязательно супрематическому). И потом он предлагает развивать то, что заложено природой. Группа супрематистов УНОВИС к июню собирается ехать на всесоюзную конференцию в Москву и Шагала среди этой делегации нет.

Шагал подает заявление с просьбой уволить его.

Эскизы построения супрематического балеты и описание Н.О. Коган. 1920

6 февраля 1920 года состоялась премьера оперы “Победа над солнцем”. Оформление было сделано Верой Ермолаевой. Описание этих постановок чрезвычайно недостаточно, чтобы сделать достоверную реконструкцию данной постановки, поэтому все, что делают по ним сейчас, это интерпретации.

Начало 1920 года — это основание группы УНОВИС, тогда все получалось, было время великих свершений. Получилось распространить влияние на все Витебские художественные мастерские и художественное училище, делаются попытки представить супрематизм в Москве, возникает ряд филиалов УНОВИСа в разных городах России. В 1921 году Малевич едет в Москву и ищет сторонников. Все закончилось тем, что в середине 1921 года на предложение своих учебных программ Малевич получает отказ.

Группа УНОВИС. 1920

Дальнейшие события малоизвестны, но в августе 1921 года Малевич впервые был арестован. Сохранилось несколько документов, например, профсоюзное ходатайство, которое сообщает в Москву, что арестован художник Малевич и что это событие произошло несправедливо. Это стало болезненной травмой для Малевича. Руководство губернского отдела образования было настроено против художника, он подвергается критике. К весне 1922 года деятельность витебских супрематических мастерских прекращается. Последняя выставка УНОВИС прошла в 1923 году на петроградской выставке.

Это был последний раз, когда работы группы были показаны в одной общей экспозиции.

В конце концов ученики оказались разочарованными, они хотели результата, возможно быстрого, а оказалось, что сначала Малевич их ошарашивает своими идеями, а потом они не оказались способными их переосмыслить. Причем все, кто слушали Малевича, выходили ошарашенные и никто толком не мог понять, о чем он говорит на самом деле.

Делегация педагогов и учащихся Витебского народного художественного училища отправляется в Москву для участия в 1-м Всероссийской конференции учащих и учащихся искусству (2-9.06.1920).Витебск. 5 июня 1920 г. Фото

Малевич, уезжая, не порывает отношения с Витебском, но уже в 1922 году сначала Малевич, потом Ермолаева вывозят из Витебска часть работ, которые хранились в училище.
История УНОВИСа на самом деле небольшая. Началась она в начале 1920 года, а закончилась в 1923 году на выставке в Петрограде. Судьба учеников УНОВИС сложилась по-разному: часть из них осталась в Витебске, часть уехала в Петроград.

Фотографии из архива А. Лисова

На обложке: Николай Суетин. Дизайн железнодорожного вагона Уновис. Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>