Архіў! 27.07.2010, charter97.org
Завершился второй год работы театральной лаборатории Fortinbras при Беларусском Свободном театре.
После сдачи летних зачетов, в студии продолжит обучение 6 студентов. Основным событием летней зачетной сессии по театральному маркетингу и менеджменту стал городской нонконформистский проект Inside | Out, сориентированный на решение социальных проблем, под общим девизом “Разбуди город!”.
“Маркетинг — это предмет, наполненный словами. Он дается только тем, кто в состоянии конвертировать слова в действие. Свободный театр интересуют абсолютно конкретные действия, направленные на трансформации: тех, кто это делает, и тех, кто вовлечен в проект”, — говорит директор театра Наталья Коляда, преподаватель маркетинговой дисциплины. Проект Inside | Out — это перформанс “Сквот”, видеоистория “Прогулка”, поэтический карнавал, акция музыкального протеста перед Академией музыки и две публичные дискуссии об аутсайдерах.
Каждый из них вскрывает актуальную для Беларуси тему резервации некоторых групп: как людей с особенностями психофизического развития и инвалидов-колясочников, так и городских поэтов и незрячих музыкантов.
Проект начался со “Сквота” — первой режиссерской работы Никиты Володько. Отрывок из пьесы британского драматурга Сары Кейн “Очищенные” был поставлен в заброшенном двухэтажном здании в центре Минска. “Показ в нестандартной обстановке, в „живом„ пространстве, требует очень вдумчивого подхода, и, при всех недочетах, нас радует, что студийцы берут сложный драматургический материал и пытаются самостоятельно с ним разобраться, вырабатывая свою собственную театральную интонацию”, — говорит один из руководителей студии Fortinbras, режиссер Владимир Щербань.
А через несколько часов студенты снова собрали публику в городе, перед Академией музыки — там не могут учиться незрячие. Проект Виктории Колчиной “Незрячие тоже могут чувствовать музыку” стал протестом против этого положения вещей. Перед зданием консерватории было установлено фортепиано, и прямо перед ступеньками, ведущими в главный музыкальный вуз страны, выступили два незрячих музыканта.
“Наша система образования не предусматривает других возможностей для незрячих, кроме бездумной работы на заводе „Светоприбор„, — говорит автор проекта. — В частности, нет возможности получения высшего музыкального образования — молодым людям отказывают не только в праве на учебу там, но даже в прослушивании.
Мой проект об этом: почему незрячих людей не берут на прослушивание в Академию музыки?
Акция прошла у дверей консерватории, при большом стечении зрителей, которые пришли послушать Бетховена в исполнении незрячих пианистов. Конечно, был риск в проведении подобного перформанса, в любой момент милиция могла забрать и музыкантов, и меня, но другого пути привлечения внимания к этой проблеме я не вижу”.
Минск пока не вжился в статус европейской столицы: в городе тихо и скучно жить. Это стало импульсом для Кирилла Ильницкого, предложившего разбудить спящий город карнавалом — создать импровизированные городские площадки под стихийные поэтико-музыкальные перформансы. Практика таких шоу давно есть в Европе, но для Минска это первый уличный фестиваль шагающих по городу поэтов, среди которых Виктор Жыбуль, Андрей Адамович, Мария Мартысевич, Вера Бурлак, Виталий Рыжков и Андрей Хаданович.
Стартовал он у городской ратуши, передвигаясь по проспекту Победителей к кинотеатру „Москва“, и завершившись у памятника Пушкину выступлением Андрея Хадановича в сопровождении огненного шоу „Палымяны Бармаглот“. Пять точек, пять площадок, которые до сих пор никто не решался освоить.
“Для меня основным в подготовке студийцев к презентациям по дисциплине „маркетинг и менеджмент„ был нонконформизм, — говорит Коляда. — Беларусская культурная среда в основе своей не заставляет думать о причине своих переживаний. Мы же смотрим в суть проблемы, которая существует в обществе. Это очень конкретный подход, связанный с человеком, находящимся в резервации: человеком с особенностями развития, незрячим человеком, поэтом… Мы попробовали вскрыть эту реальность”.
В рамках проекта Inside | Out прошли две общественные дискуссии на закрытые сегодня темы „Интеграция в общество людей с особенностями психофизического развития“ (авторы — Анна Слатвинская и Римма Ушкевич), и жизнь в городе инвалидов-колясочников.
пошла на смелый эксперимент, попытавшись провести в инвалидном кресле 24 часа, и сняв об этом фильм. Оказалось, что городское пространство, даже при наличии требований городских властей к оснащению общественных мест пандусами, абсолютно враждебно к нвалидам-колясочникам.
Проведенная дискуссия еще раз подтвердила, что „особенных людей“ в социуме боятся и потому не знают ни о местах их жизни, ни об их возможностях и талантах. Между тем, в психоневрологическом интернате Минска существует мастерская, где пишутся картины, достойные представления в статусных галереях современного искусства. Авторы проектов столкнулись со всем возможным набором сложностей: идея, обоснование, целевая аудитория, планирование и реализация.
„Это первый в моей жизни маркетинговый проект, задуманный и реализованный мной от самого начала до конца — говорит Виктория Колчина, — когда я самостоятельно улаживала все технические, административные процедуры: вывоз пианино в центр города, поиск музыкантов, реклама события. Это серьезное преодоление самой себя“.
Еще одной задачей студентов Fortinbras был поиск финансирования. Как ни странно, бюджеты всех проектов, в том числе и уличного фестиваля, оказались равны нулю, — пожалуй потому, что и люди, и поэты слишком соскучились по празднику в спящем городе.
Анна Маковская, www.dramaturg.org, 25 июля 2010
На обложке «Сквот», реж. Н.Володько
Фото: © kilgor_trautt.