“Искусство вопреки”: творческое исследование дискуссии “Уравнение уравнивания”

Четверг, Октябрь 3, 2019 | ТЭГІ: дыскусія , фестываль

25 сентября открылась “Школа “ТЕАРТа”, которая в этом году посвящена роли режиссера в театре. Постановщики Дмитрий Богославский, Александр Янушкевич и Игорь Казаков, а также куратор образовательной платформы Александр Марченко попытались выяснить, каким образом белорусский театральный контекст влияет на работу режиссера сегодня.

Профессия режиссера в разное время понималась по-разному, но всегда зависела от условий, в которых существовал театр. На открытии “Школы ТЕАРТа” спикеры — режиссеры трех белорусских театров, покинувшие свои посты в этом году, — провели творческое исследование театра и роли постановщика в обществе. Приняв как следствие уход из театра, они вместе со зрителями попробовали выяснить причины и определить новые возможности для развития творческой личности в белорусском театре.

Выявление причин: что заставляет режиссера, который на протяжении многих лет показывает неравнодушие к своему театру, в конце концов покинуть его

Модератор Александр Марченко обозначил схожесть историй Игоря Казакова и Александра Янушкевича: оба режиссера ушли из областных театров из-за невозможности перемен и отсутствия реакции на их инициативу.
Александр Янушкевич: “Я чувствовал, что я не нужен, что мешаю. Мешаю своими инициативами, своими требованиями. Я подумал: зачем мучать в очередной раз себя и доставлять другим дискомфорт? Когда я ушел, то увидел облегчение в глазах руководства”.
Игорь Казаков: “Если в одном предложении, это звучит приблизительно так: никто ничего не хочет менять. Я стал понимать, что театр движется к стагнации и необходимо принять меры для развития, чтобы не произошло упадка. Объявить об уходе было крайней мерой, показывающей, что все предыдущие попытки изменить ситуацию — серьезные заявления. В итоге из списка моих рекомендаций не был принят ни один пункт”.

Игорь Казаков, Александр Янушкевич, Дмитрий Богославский

Ситуация Дмитрия Богославского, покинувшего одну из столичных сцен, объясняется несовпадением мнений о направлении, в котором развивается Белорусский государственный молодежный театр.
Дмитрий Богославский: “Я всегда считал, что театр — дело очень долгое в производстве, но очень быстрое в принятии решений. Мое мнение не сходилось с позицией Молодежного театра, который делают сейчас „филиалом„ российского Малого театра, и ставят в нем пьесы только по одной схеме и не иначе. Получается, что все инициативы не пресекаются, но затормаживаются и уходят на второй план, а ты перестаешь понимать, для чего делаешь свою работу“. Несмотря на различную „симптоматику“, все спикеры сошлись в одном: их работа в театре происходила не благодаря, а вопреки.

Определение „объекта“ и „предмета“ исследования: что является театром в обществе сегодня, в каких формах он существует и как оценивать режиссерский „продукт“

Выяснив проблемы, с которыми сталкивается режиссер в академической театральной среде, участники дискуссии перешли к вопросу, что же такое современный государственный театр и как административная составляющая влияет на творческую работу.
Дмитрий Богославский: „Театр — это про процесс. Нас всегда учили не идти на результат, а сосредотачиваться на процессе, он интересен, не результат. К сожалению, именно здесь мы и расходимся: административному корпусу нужен результат, а нам и театру — процесс. И мы никак не можем совпасть, мы расходимся ментально“.
Все участники сошлись во мнении, что процесс работы и эксперимент в театре — наиболее важная составляющая, и это именно то, что не реализуется сегодня на академической сцене в полной мере. Выходом из ситуации становятся андеграундные театральные формы и экспериментальные работы за пределами государственных театров.

Александр Марченко: “Мне кажется, что называть современную драматургию и режиссуру маргинальным и „чердачно-подвальным„ искусством очень удобно для существования в нашей системе. Ведь, если вдруг все то, что сейчас имеет андеграундную форму, станет мейнстримом и получит официальный статус, станет некомфортно: придется признавать, что существует не только рай и счастье, но и безобразное, проблемное, что все это тоже легитимно для человека“.
Игорь Казаков: „Сегодня большая ответственность за театр лежит на директоре. От талантливых и неудачных руководителей, их мировоззрения и вкуса сегодня во многом зависит судьба театра и его мастеров. Выход я вижу в крепкой театральной экспертизе“.

Елена Мальчевская

Алена Мальчевская, театральный критик: „Это хорошее слово — экспертиза, штука только в том, чтобы критерии оценки у театрального сообщества и чиновников были одинаковыми. Тогда в ней будет смысл“.
Театральный критик Татьяна Орлова и театровед Людмила Громыко поддержали идею того, что театральное сообщество и более тесное сотрудничество специалистов, конкуренция и взаимовлияние необходимо белорусским театрам для выхода из застоя.
Александр Марченко: „Мне кажется, это как раз тот самый шаг навстречу сплочению — выход из коллективов, которые не предлагают ответной любви“.
Дмитрий Богославский: „У нас просто еще не было яркого прецедента, который бы показал, что это сообщество есть и оно волнуется о своих участниках“.

Актуальность: зачем белорусский зритель ходит в театр

В погоне за выполнением плана по спектаклям и премьерам больше всего страдает качество постановок. Прижилось мнение, что комедия наиболее актуальна для зрителя, а потому самая окупаемая.
Обратившись к залу с вопросом „Зачем вы ходите в театр?“, участники получили совсем иную картину: зрители говорили об интересных, наполненных смыслом постановках, выходящих за привычные рамки.
Дмитрий Богославский: „Администрация настаивает на том, что зритель ждет комедий и ходит именно на них. Но хоть кто-нибудь проводил исследование своей зрительской аудитории? Откуда такая уверенность? Надо думать о том, как зрителя выводить на новый уровень“.

Практическая часть: какие качества режиссерской профессии в существующих условиях необходимы для работы

Следуя слогану „Концентрат. Персона — режиссер“, участники определили самым главным качеством для профессии — иметь себя у себя.
Александр Янушкевич: „Мне кажется, нужно быть верным себе: если тошнит от чего-то, то не делать этого. Не только для режиссера, но и для любой творческой единицы важна самодостаточность. Внутренняя чистоплотность и бережное отношение к своей сути помогут в новой формации искусства, где происходят постоянные изменения“.
Игорь Казаков: „Режиссер — это профессия. Не диплом и специальность, а именно профессия: зубодробильная, нужная только самому человеку, который ее выбрал. Если давать рецепты: не думайте о том, что театр это только государственное учреждение, только то, что в установленном списке. Не стоит бояться инициативы“.

Материал подготовила пресс-служба „ТЕАРТ“

Фотографии Марины Карпович

Организаторы Международного форума театрального искусства „ТЕАРТ“: Центр визуальных и исполнительских искусств „АРТ Корпорейшн“, ОАО „Белгазпромбанк“, ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“. Форум проходит при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Минского городского исполнительного комитета.
Спектакли Международного форума театрального искусства „ТЕАРТ“ показываются при поддержке БРУСП „Белгосстрах“.
За новостями Форума следите на сайте teart.by и в наших социальных сетях Facebook, Instagram, ВКонтакте (@teartfest).

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>