“МЫ НЕ БЕРЁМ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ ИНСТИТУЦИИ, А ДЕЙСТВУЕМ В ОБХОД И ПОПЕРЁК”

Понедельник, Август 26, 2019 | ТЭГІ: міждысцыплінарныя практыкі

Интервью с рабочей группой “Работай Больше! Отдыхай Больше!”: коллективная лаборатория длиной в неделю.

Подготовила Дарья Трайден

“Работай больше! Отдыхай больше!” (РБОБ) — это коллективная самоорганизованная платформа, разрабатывающая вопросы производства знания, кооперации, работы, отдыха, технологии и акселерации через разнообразные перформативные, партисипативные и дискурсивные форматы. Скептичный и к репрессивности труда, и к капиталистическим посулам веселого отдыха, проект сталкивает два модуса существования, чтобы противоречия предъявили себя в качестве поля установления новых межчеловеческих связей.

Неделя событий РБОБ не нацелена на коммерческий успех и массовое признание. Участники коллектива выбирают не популяризацию, а усложнение поля, в котором работают, чтобы притяжение интеллектуальных и творческих сил происходило наиболее продуктивно.

Рабочая группа проекта — это Алексей Борисенок, Дина Жук, Ольга Сосновская и Николай Спесивцев. Члены рабочей группы участвуют еще в нескольких творческих объединениях.

Алексей Борисенок курирует серию выставок и мероприятий, связанных с понятием “событие” и пишет тексты про культуру и политику для журналов и интернет-изданий. Является частью Проблемного Коллектива. Ольга Сосновская работает с текстом, перформативными и визуальными практиками, переплетая понятия праздника, коллективности, аффекта и политического. В настоящий момент является кандидаткой докторской программы PhD-in-Practice в Академии изобразительных искусств Вены. Является частью Проблемного Коллектива. Дина Жук и Николай Спесивцев — группировка eeefff, которая работает с построением тестовых окружений для коллективных воображений и занимается созданием ситуаций и акций в техносоциальном поле. Дина и Николай состоят в Летучей кооперации и работают индивидуально.

“Мы не называем это фестивалем”

— Если кратко, то РБОБ — это что? Фестиваль? Некая жизненная концепция? Объединение тех, кто хочет нечто делать вместе со схожим видением процесса?

Рабочая группа РБОБ: Это неделя. Событие. Коллективная платформа. Лаборатория. Коллаборация. Феномен коллективного словаря. Сетка-резонанс. Нам важно, что одного определения не существует.

Мы стараемся внимательно отнестись к тому, в какую структуру собирается серия событий. Уход от привычных форматов позволяет посмотреть на креативность как феномен современной культуры. Это создает возможность промежутков, где можно рефлексировать, что происходит. Фестиваль — это во многом история для внешнего зрителя. Нам хотелось скорее, чтобы все познакомились, было совместное времяпрепровождение, где моменты интенсификации совместного опыта и моменты разреженности одинаково важны и смыслообразующи. Такое растяжение и сжимание степени коллективности. Поэтому нам интересно каждый раз думать о новых форматах общего времяпровождения: длинных сессиях, прогулках, режимах работы/отдых два через два, ночном времени, скользящем графике, дне отдыха и так далее.

Это больше похоже на творческий лагерь или симпозиум.

Крёльски центр. I Ching talk. Предсказания и предписания. Гадания по скайпу. Другі паверх. Фото рабочей группы РБОБ. 2019.

“Работай Больше! Отдыхай больше! — абсурдная бодрая кричалка, фиксирующая парадокс позднего капитализма”

— Работай Больше! Отдыхай больше! — это стратегия выживания в эпоху капитализма? Ирония над ним? Серьезный призыв брать все и сразу?

Рабочая группа РБОБ: Это такая абсурдная бодрая кричалка, фиксирующая парадокс позднего капитализма. Когда вместо 8 рабочих часов он зарится на все наше свободное время. Это также подкидыш, который выкрикивает броское противоречие, и на его крик реагируют другие люди, подходят смотреть и участвовать.

РБОБ как тезис — это императив, в котором упаковано диалектическое противоречие современности, разрывающее нас на части и выталкивающее наши тела на танцпол после переработок на выходных. РБОБ как неделя событий — точка столкновения смыслов, где мы ищем совместные пространства для коллективной прокрастинации и обновления.

“Противоречащие друг другу императивы по организации времени”

— Как появилась идея делать РБОБ? Почему именно в таком составе?

Рабочая группа РБОБ: Мы познакомились, когда Дина и Коля жили в Москве, Леша — в Стокгольме, а Оля вернулась в Минск после обучения за границей. Нас всех интересовал вопрос работы и отдыха в современном мире, в нашей повседневности, эти противоречащие друг другу императивы по организации времени: с одной стороны, мы должны больше работать, с большим включением, с эмоциональными вложениями в работу, с другой — мы должны больше отдыхать, то есть потреблять, получать интенсивные впечатления.

В то же время в Беларуси приняли закон о “тунеядстве”, который также срезонировал в контексте этих тем. Конфигурация труда и отдыха начала меняться: на повестку встали вопросы, какие параллели сегодня можно увидеть между производствами, выкачивающими ресурсы из земли и новым типом экономики, которая выкачивает эмоциональные и когнитивные компетенции. Аутсорсинговый труд программистки, изматывающий труд активиста, репродуктивный труд женщины, отдых рейвера, перекуры философов, отдых заводского рабочего. Закон о тунеядстве и его отражение на сферу культуры как раз сделали очевидным пространство, зажатое между рынком и авторитарным контролем государства. Поэтому первая идея была связана с тем, чтобы попробовать изобрести пространство, в котором в разных дискурсивных и перформативных форматах можно было бы обсудить эти сюжеты не в рамках местного узкого культурного поля, но в более широкой восточноевропейской перспективе, где есть возможность пригласить наших друзей и коллег.

“Во время недели формулируются тезисы про нашу современность”

— Кто в команде сейчас?

Рабочая группа РБОБ: Большую часть года над РБОБ работаем мы вчетвером. Мы архивируем прошедшую неделю, списываемся с участницами и участниками насчет коллективного словаря: во время недели формируются тезисы-определения про нашу современность, и мы их используем для навигации по архиву РБОБ. В течение года мы также занимаемся какими-то своими делами и вместе думаем о следующем РБОБ. Во время недели событий все, кто приезжают, так или иначе становятся частью общего движа, общаются на горизонтальных основаниях, и тут уже непонятно, что важнее: сами события или то, что происходит между ними.

atom (Алиса Олева и Тимофей Максименко). прогулка сквозь. Фото Дины Жук. 2018

“Стараемся подхватывать то, что резонирует среди наших коллег и друзей, чтобы обсудить и прожить это коллективно”

— От чего вы едете в выборе тем: от запросов современности, какими они вам представляются, или от личных вопросов?

Рабочая группа РБОБ: Мы стараемся сделать так, чтобы в течение года у нас было несколько сессий совместной иногда работы, а иногда безудержного продуцирования интенсивных аффектов. Через эти моменты проживания жизни вместе мы калибруемся, находим общую территорию, с которой мы пробуем выразить в тексте наш интерес и с которой начинаем планирование событий.

В результате создаётся текст-резонанс, который мы рассылаем нашим друзьям и подругам, коллегам и колежанкам в качестве приглашения участвовать. Текст составляет не только некий аффект нас четверых — мы стараемся также подхватывать то, что резонирует среди наших коллег и друзей, чтобы обсудить и прожить это коллективно.

“Отчуждение и стерильность — вот то, чего хотелось избежать”

— Как вы курируете работу художников и художниц? Текст задаёт тему, потом вы получаете и рассматриваете заявки, так?

Рабочая группа РБОБ: Так выглядит классическая модель кураторства фестиваля: выбирается тема, создаётся опен-колл для художников и художниц, их заявки рассматривают, а потом предлагают уместиться в рамки патерналистко-денежной модели. Мы работаем иначе. Сначала создается текст-резонанс, о котором мы уже говорили. Он может выглядеть по-разному: как рассказ, как карта ассоциаций, как разработка спекулятивного глоссария. И дальше мы его распространяем “гормональным opencall”, как мы это называем. Это значит, что текст рассылается нашим друзьям, знакомым, тем, про кого мы знаем и в ком заинтересованы. В письме мы предлагаем рассылать этот текст дальше. То есть он распространяется органически и непредсказуемо. И отреагировать на него можно по-разному. Люди присылают в ответ предложения, и какие-то из них прямо откликаются на наши слова, некоторые же очень тонко и не напрямую связаны с нашими формулировками. Мы открыты и хотим, чтобы люди пробовали себя в разных форматах, поэтому стараемся принимать все заявки, либо дорабатывать идеи вместе.

Классические модели кураторства часто воспроизводят патерналистско-материальные отношения, строгий, отчуждающий кураторский выбор. У некоторых из нас, профессионально связанных с курированием, все это часто вызывает фрустрацию. Отчуждение и стерильность — вот то, чего хотелось избежать, делая РБОБ.

Мы не хотим делать просто очередной фестиваль, где используют неоплачиваемый труд художников и художниц для собственного профессионального продвижения.

akunka. eurospin. Коллективное прослушивание микса. Фото рабочей группы РБОБ. 2019

“Культура должна распространяться бесплатно”

— У вас на все мероприятия бесплатный вход. Как вы существуете? Какова мотивация в таких условиях?

Рабочая группа РБОБ: У нас практически нет бюджета, но иногда появляются какие-то ресурсы, и это не только деньги. Мы работаем бесплатно, художники и художницы работают бесплатно и приезжают за свой счет, друзья одалживают нам технику и вписывают наших участниц и участников из других городов, пространства время от времени пускают нас к себе без оплаты. Если у нас есть возможность и есть такая необходимость, мы стараемся компенсировать расходы на какие-то материалы.

Если попробовать представить, что мы бы сделали платный вход на события недели, то в итоге мы бы раздали всем участницам и участникам по рублю, потеряв при этом часть аудитории.

Для нас же бесплатный вход — это принципиальный момент. Культура должна распространяться бесплатно.

“Спекулятивно-биологический процесс со своими серотониновыми трамплинами и ямами”

— На каких принципах вы строите проект и себя в нем?

Рабочая группа РБОБ: В совместной работе мы не просто складываем наши компетенции, а присутствуем рядом телесно и аффективно, организуя неделю, вплетая в нее этот избыток коллективности.

Если говорить в шутливо-биологическом ключе, мы взаимодействуем и проявляем себя как составляющие живого организма. У нас есть период зимней спячки, когда мы осмысляем и архивируем прошедшие события РБОБ, есть полугодовой период подготовки к новому — и наконец недельный выброс энергии. Спекулятивно-биологический процесс со своими серотониновыми трамплинами и ямами.

“О реакциях мы узнаем, тусуясь с участницами и участниками”

— Кто ваша аудитория? Растет ли она со временем? Оцениваете ли вы результаты своей работы по этой цифре?

Рабочая группа РБОБ: Продолжая шутливый тон, можно сказать, что это работники культуры и широкий круг интересующихся. Мы не стараемся специально привлечь какую-то аудиторию. Скажем так: мы инфицируем тех, кто хочет быть инфицированным. И этот вирус заботы распространяется.

Мы не делаем таргетированную рекламу. Рассказываем про РБОБ на личных страницах, этим делятся наши друзья, о РБОБ идут слухи — и аудитория постепенно растет. Это можно увидеть по программе: если в первый год там не было большого количества блоков, то последняя неделя была очень насыщенной. В этом году мы получили около шестидесяти заявок на участие.

Четко сказать про число посетителей сложно: мы не считаем. Да это и невозможно оценить: на вечеринку приходит больше, на прогулку, скажем, меньше, кто-то пришел, потому что знает пространство, в котором мы проводим событие, кто-то посетил одно, а кто-то отходил все дни. Вообще с этого года мы перестали беспокоиться о количестве людей на событиях. Также не для всех форматов возможно плодотворно большое скопление людей. Это меняет динамику и смысл процессов. Важно подпитываться, а не расширяться.

Добро Пожаловать В Кукольный Дом! Катехизис для мессы на платьях (на физическом носителе!). Фото Николая Спесивцева. 2018

Неделя РБОБ может затронуть тебя по касательной, но можно и провалиться глубоко вовнутрь, где темпоральности событий недели накладываются друг на друга, оставляя за собой послевкусие и эмоциональные завихрения.

Пространство между событиями — это время, когда отращиваются новые связи, и векторы, заданные программой и тканью событий, разрабатываются. Те, кто вписывает участников, участниц и гостей, не всегда приходят на РБОБ, но уже инфицированы его заботой и не отчужденностью.

Мы не сторонники прямого и формального сбора отзывов в виде, например, книг или кругов обратной связи. О реакциях мы узнаем, тусуясь с участницами и участниками, находясь в прямом контакте с подругами и приятелями.

Есть, конечно, и более формальные способы понимать, что происходит. Например, дискуссии постфактум в социальных сетях и публикации в специализированных медиа. Им мы тоже уделяем внимание.

“Каждый год — это сюрприз”

— РБОБ объединяет колоссальное количество форматов, и даже классическая дискуссия формулируется в программе так, что начинает звучать экспериментально. Как, по-вашему, из этих экспериментов что-то выходит? Что для вас лично щелкнуло с таким “ого, а это вау, я под таким углом на это не смотрел/не смотрела”?

Рабочая группа РБОБ: Да, для нас каждый год — это сюрприз. Мы не знаем, что выйдет. В процессе возникают неожиданные связи, события, наложения и оттенки, которые расширяют изначальную перспективу.

“Мы не занимаемся образованием”

— Какова сверхцель РБОБ? Стимулировать дискуссию о настоящем и будущем, о нашем месте — рабочем и личном? Обменяться чем-то?

Рабочая группа РБОБ: Мы не занимаемся образованием в прямом смысле слова и не ставим целей, связанных с этим направлением работы. Многих людей волнуют современные формы производства знания, критика труда и обобществления досуга — и мы предлагаем это вместе обсудить. Нам важно знакомить людей. Наверное, то, что происходит во время РБОБ, можно было бы назвать перекрестным опылением.

“У РБОБ странное место по отношению к беларусскому искусству”

— Чувствуете ли вы своё влияние на процессы в беларусском искусстве? Или это скорее ощущение параллельности ваших существований?

Рабочая группа РБОБ: Да, хотя в нашей неделе регулярно участвуют художницы и художники из Беларуси и сама неделя проходит в Минске, РБОБ занимает странное место по отношению к беларусскому искусству. В беларусском искусстве работа часто идет на твердую форму, на некий определенный результат, и там мало места для эксперимента и дискуссий в процессе работы. Мы фокусируемся на перформативных и дискурсивных форматах, которые могут размыкать пространства для обсуждений, дискуссий и обмена опытом.

РБОБ инициирует расшатывание форматов, смещения точек приложения сил. Чтобы быть наглядными, приведем только начало списка форматов событий недели этого года: “ASMR лекция-перформанс, Сессия настольной ролевой игры, Cеминар, DJ set, Performance, Twitch-стрим, Он/офлайн тактика с/без вовлечением, Ряд когнитивных и физических экспериментов на группе участников, Арт-объект, текст, Игра, Ночь, микс, Игра и обсуждение, один-на-один действие, Слухи, Показ фильма, доклад с демонстрацией фотографий, Показ короткого фильма, Скайп-лекция, Видео-презентация-дискуссия, Беседа, Лекция, Пикник, Лекция и обед-рассказ, …”.

Настя Дмитриевская. Я украду твою душу к утру: побочные аффекты работы с текстом. Cеминар. Фото рабочей группы РБОБ. 2019

Это важный момент — отсутствие в нас сосредоточенности на национальном искусстве. Нам кажется абсурдным замыкаться в таком дискурсе. Мы не хотим в сотый раз стенать о недорепрезентированности беларусского искусства и отсутствия чего-либо.

Можно сказать, что мы действуем поперечно-институционально. Мы не берём на себя функции институции, а действуем в обход и поперёк.

“У нас нет догмата производить нечто новое”

— Вы существуете как РБОБ уже четыре года. Вставал ли вопрос о том, что делать дальше? Продолжает ли вам откликаться этот тезис/девиз/императив?

Рабочая группа РБОБ: Каждый год мы все хотим больше отдыхать, но получается только больше работать (улыбаются). По текстам на нашем сайте можно понять, что от года к году императив Работай Больше! Отдыхай Больше! наполняется различными смыслами. Его слова продолжают иметь для нас значение и резонировать, пускай и в несколько иных, чем в первый год, точках и направлениях проработки.

У нас нет догмата производить нечто новое. РБОБ — это значит поделиться своей практикой и посмотреть, что делают другие. Пересобрать, пройти поперечно, соорудив временную лабораторию деятельности, которая насквозь пронзает разные пласты существования и способы говорения о смыслах повседневности.

На обложке: Владимир Грамович. Археологический пикник-конференция «В поисках осколков Хрустального дворца». Предоставлено автором. 2018

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>