С 9 по 18 июня в культурном центре “Корпус” (пр-т Машерова, 9) будет проходить интерактивный проект “ЗАПРЕТИТЬ НЕВОЗМОЖНО(Е)”.
Публикуем подробную программу мероприятий в рамках проекта.
10 июня, 17:00
Надия Чушак. Невидимость ЛГБТ+ в городском пространстве: опыты и попытки преодоления
Интерактивная лекция о проблеме (не)видимости ЛГБТ+ в постсоциалистической городской среде. Основана на эмпирическом материале из Украины и Сербии (в качестве “кейсов” – анализ специфики украинских и сербских Прайдов и конкурса “Евровидение” в Киеве).
В системе координат либеральной политики идентичностей “видимость” считается залогом успешной интеграции меньшинств в общество и, соответственно, должна служить преодолению дискриминации. Однако, как отмечает квир-критика, стремление к видимости ЛГБТ+ активисток/ов зачастую вызывает еще большую дискриминацию. В лекции предлагается исследовать противоречивые процессы становления ЛГБТ+ идентичностей в контексте длительного постсоциалистического перехода и обретения неолиберальным капитализмом гегемонии в регионе.
Об авторке: Надия Чушак – антропологиня и квир-активистка. Защитила диссертацию в Мельбурнском университете (Австралия) по проблеме ностальгии по социализму в Югославии. Живет и работает в Киеве. Преподает в Киево-Могилянской Академии, также занимается неакадемическим образованием. Исследует политики идентичностей, репрезентаций и памяти в постсоциалистических контекстах, работает на пересечении квир-теории и активизма.
11 июня, 17:00
Елена Огорелышева. Онкотело – ненормативное тело
Как рак груди из исключительно медицинской темы стал предметом публичных дискуссий? Является ли ценой этой публичности отказ от эротических ассоциаций в отношении груди онкопациентки?
Дискурс рака груди начал трансформироваться в контексте второй волны феминизма. В 1970–80-е годы женщины-фотографы, писательницы, художницы и исследовательницы бросили вызов ортодоксальной медицине и сделали образ больного тела публичным. Постепенно тело онкопациентки стало не объектом стыда и вины, а символом политической борьбы и героизма.
Сегодня понятия здоровой и больной груди разводятся: изображения здоровой груди расценивается как порнография и подлежат блокированию в сети. Однако грудь онкопациентки маркируется не как эротический объект, а как политический инструмент борьбы с раком.
Об авторке: Елена Огорелышева (Беларусь) – магистр социологических наук, специализируется на гендерных исследованиях.
12 июня, 19:00
Что мы знаем о домашнем насилии?
Сегодня домашнее насилие продолжает оставаться устойчивой социальной практикой в Беларуси. Каковы реальные масштабы этой проблемы? Что мешает распознавать и предотвращать семейное насилие?
Лекция и дискуссия будут посвящены поискам ответов на эти вопросы.
Модераторки: Ольга Горбунова (руководительница кризисного центра для женщин и детей «Радислава»), Оксана Жгировская (ECLAB).
13 июня, 18:30
“А если это любовь?” – советский фильм-диспут о повседневном насилии.
“А если это любовь?”(Мосфильм, 1961) – социальная драма Юлия Райзмана, рассказывающая о первой любви и специфике советского школьного и домашнего воспитания. Фильм породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей. Министерство культуры СССР признало картину «идейно ошибочным произведением», нагнетающим чувство безысходности и тоски, зато некоторые современники видели в ней «саму жизнь».
Посредством сюжета о школьной любви здесь вскрывались значимые для послесталинского общества конфликты частного и коллективного, интимного и публичного. Благодаря скрупулезному отбору бытовых деталей и социальной типизации сегодня в этом фильме можно увидеть разные формы насилия, которое пронизывало повседневную жизнь советского человека. Некоторые из этих форм не изжиты в постсоветских обществах до сих пор, поэтому важно задаваться вопросами об их социальных, политических и культурных истоках.
Комментарии и модерирование дискуссии – Ольга Романова (ECLAB).
14 июня, 19:00
История ХХ века в школьных учебниках Беларуси.
Презентация исследования Центра публичной истории ECLAB.
Революции, войны, тоталитарные режимы, государственное насилие, Холокост и другие формы геноцида – об этих травматичных опытах ХХ века до сих пор дискутируют и в Беларуси, и за ее пределами. Как об этом сегодня рассказывается в беларусских школьных учебниках? Как там представлена история ХХ века в целом? Какие акторы выделяются и как представлены государство, социальные группы и отдельные личности?
Об исследовании рассказывает руководитель Центра и концентрации “Публичная история” Алексей Браточкин.
15 июня, 19:00
Ольга Шпарага. Вообразить приемлемое общество: от эмпатии к инклюзии
Понятие инклюзии (социального включения) возникло в демократических странах вместе с новыми социальными движениями в 1970-е гг. Оно стало политическим ответом на противоречия общества всеобщего благосостояния, которое к этому времени сформировалось в Европе и некоторых других частях мира.
Оказалось, что равное участие всех граждан в жизни общества, образующее каркас демократии, не может быть обеспечено исключительно за счет перераспределения материальных ресурсов. Оно должно быть дополнено обеспечением нематериальными ресурсами: равными образовательными возможностями, гендерным равенством, признанием прав детей и людей с ограниченными возможностями и др.
Идея инклюзии требует принятия и признания имеющихся между людьми и сообществами различий и их сосуществования (плюральности), что является основой приемлемого общества (decent society). Поэтому говорить об этом необходимо, в особенности в нашем контексте.
Я хотела бы также рассказать о том, почему понятие «приемлемое общество» использовать продуктивнее, чем «здоровое общество», и рассмотреть непатерналистское понятие справедливости, без которого приемлемое инклюзивное общество вряд ли возможно.
В процессе лекции мы также обсудим, как инклюзия связана с эмпатией и каково место этой способности в человеческом опыте.
17 июня, 18:00
Убежище
Документальный спектакль о семейном насилии, основой для которого послужили интервью с пострадавшими женщинами.
Материал для спектакля собирали студентки и студенты концентрации “Современное искусство и театр” ECLAB. Работа проходила в сотрудничестве с кризисным центром для женщин и детей “Радислава”. Его руководительница Ольга Горбунова консультировала рабочую группу на разных этапах работы и помогла с поиском женщин, ставших героинями этого проекта.
Режиссура – Валентина Мороз, композиция текста – драматург Константин Стешик, актрисы и актеры – студентки и студенты концентрации «Современное искусство и театр» ECLAB.
После спектакля состоится обсуждение спектакля и проблемы семейного насилия на тему Убежище: между прошлым и будущим. Модерировать дискуссию будут Ольга Горбунова и Валентина Мороз.
Вход на мероприятия свободный!