Небольшая подборка событий в рамках образовательного фестиваля Artes Liberalis 2017 — «Эпоха революций», на которые стоит обратить внимание.
Политические, технологические, коммуникативные, культурные и промышленные революции происходили много раз на протяжении всей истории человечества. Особенно часто и стремительно — в последнее столетие. В этом году в рамках фестиваля мы хотим обратиться к рассмотрению Идеи Революции в разных социальных и теоретических контекстах:
Как приходит осознание того, что «наступила новая эпоха» и что «мир никогда не будет прежним»? Как происходят и утверждаются невидимые революции в отдельных областях социальной жизни и в научном познании? И, наконец, каким образом в современных политических перформансах, медийных репрезентациях, а также в художественных практиках актуализируется и переформулируется идея Революции?
Фестиваль и выставка Сергея Шабохина откроются в субботу, 8 апреля в 19:00. На открытии с сетом революционно-протестной музыки народов мира выступит KorneJ, Саша Корнейчук, когда-то бывший одним из моих студентов в ЕГУ, а сейчас курирующий музыкальные события в 34MAG.
Подробная программа фестиваля ТУТ.
На что стоит обратить внимание:
09.04, воскресение
17:00
Лекция Антонины Серяковой и Анны Карпенко “Новейшие технологии в поле современного искусства”.
Промышленная революция 4.0. Новые технологии (глобальная сеть, роботизация, виртуальная реальность, интернет вещей) как вторая природа человека. Каким образом они радикально трансформируют не только наше повседневное существование, но и процесс формирование субъективности, напряжение социального и политического поля. Как “чувствует” себя искусство в диджитал эпоху, каким образом формируется арт-язык и утверждается новая оптика? Как современное искусство работает с новейшими технологиями и каким образом оно осмысляет социальный и политический контекст?
10.04, понедельник
18:00
Встреча с художником Никитой Каданом “Запомнить момент, когда рассказ был прерван”
Никита Кадан родился в 1982 г. в Киеве, Украина, где сейчас живет и работает. 2007 г. закончил Национальную академию искусств и архитектуры в Киеве. Художник, график, автор объектов и инсталляций. Был номинантом Премии PinchukArtCentre в 2009 г., в 2011 г. получил Первую премию. Его работы были представлены в Украине и за рубежом, включая Index Contemporary Art Centre, Стокгольм (2008), Первую Киевскую международную биеннале современного искусства “ARSЕNALE” в Художественном Арсенале и Киевскую городскую галерею искусств “Лавра” (обе 2012).
Чаще всего он работает в живописи и скульптуре, используя абстракцию и моделирование как художественные стратегии, которые отсылают к российским авангардных движений начала ХХ века.
15.04, суббота
18:00
Открытый архив украинского медиа-арта. Лекция Янины Пруденко.
Во время лекции мы рассмотрим основные этапы развития медиа-искусства в Украине с 1991 до сегодня — в различных его проявлениях (от видео-арта до net-арта и робатычнай скульптуры), а также узнаем об истории создания Открытого архива украинского медиа-арта.
Украинское медиа-искусства развивалась практически во всех регионах Украины — в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Херсоне, Одессе и других городах. Важную роль в становлении украинского цифрового искусства сыграли иностранные институции, которые появились во времена независимости, как, например, Центр современного искусства Сороса.
16.04, воскресенье
15:00 — Валентина Мороз и Татьяна Артимович: “Революционное тело в театре 1920-х. Биомеханика Вс.Мейерхольда в советской России и Беларуси: теория и практика”
17:00 — Янина Пруденко (Украина): “Политическое эстетическое. Революция и война в современном украинском медиа-искусстве”
19:00 — Дмитрий Бойченко: “МАШИНОМИЯ: проблемы второй индустриальной революции”
18.04, вторник
18:00 — Маргарита Янкаускайте: “Гендерная революция в контексте эволюции капитализма”
19.04, среда
18:00 — Павел Войницкий: “Монументальная революция” в белорусской скульптуре конца 1960-х — 1970-х гг.
21.04, пятница
18:00 — Krytyka Polityczna: “Быть левым интеллектуалом в постсоциалистическом контексте” (Агнешка Вишневска, Эла Рутковска, Давид Кравчик, Миколай Сыска).
23.04, воскресенье
15:00 — Александр Лисов. “УНОВИС как инструмент мировой революции духа”.
В январе 1920 года в Витебском художественном училище, куда осенью 1919 года был приглашен на преподавательскую работу один из лидеров русского авангардного искусства Казимир Малевич, возникла группа художников-супрематистов под названием УНОВИС (Утвердители нового искусства). В создававшейся вокруг него группе педагогов и учащихся коллектив единомышленников, способных отстаивать принципы нового революционного искусства, Малевич распространял идеи супрематизма во всех видах художественного творчества, в духовной культуре. В феврале 1920 года в Витебске состоялась первая выставка УНОВИС, постановка супрематической оперы “Победа над Солнцем” и супрематический балет. После Всероссийского съезда учащихся художественных учебных заведений в июне 1920 г. УНОВИС был поддержан филиалами организации в ряде городов России: Смоленске, Оренбурге, Перми и др. По представлениям Малевича УНОВИС должен был стать партией супрематистов в искусстве.
С деятельностью художника и его последователей связана обширная художественная практика, представленная на выставках объединения, ряд изданий, посвященных проблемам революционного искусства, а также опыт формирования новой педагогической системы художественного образования. Об этих новых практиках, об особенностях педагогической системы, а также о том, какую роль сыграл УНОВИС для культурного ландшафта Витебска расскажет доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, кандидат искусствоведения, член Белорусского Союза Художников Александр Лисов.
28.04, пятница
20:00 — Альмира Усманова: “Революция и репрезентация”.
Чтобы следить за событиями, присоединяйтесь к программе в соцсетях: Facebook, VK, Twitter