ГДЕ В БЕЛАРУСИ ОСВОИТЬ АЛФАВИТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?

Среда, Август 31, 2016 | ТЭГІ: адукацыя , майстар-клас , перформанс

Образовательные программы по современному искусству и театру, или performative studies, уже давно перестали быть элитарными и специализированными.

В программах западных вузов активно вводятся спецкурсы, посвященные современным арт- практикам, которые взаимодействуют с другими дисциплинами — медиа, социологией, антропологией и даже политологией, таким образом утверждая свою активную включенность в геополитические трансформации глобального мира и расширяя возможности других наук.

Подобные процессы происходят и в Беларуси, правда, инициируются не государственными институциями, а независимыми эксперт_к_ами и активист_к_ами. Ярким примером удачного “сотрудничества” художников и кураторов с философами и социологами стал арт-проект “Радиус нуля. Онтология арт-нулевых”, который случился в 2012 году в одном из цехов завода “Горизонт”. Тогда в кураторскую группу проекта вошли художник Руслан Вашкевич, искусствовед Оксана Жгировская и философ Ольга Шпарага, и кроме непосредственно выставки организовали специальную образовательную программу лекций и презентаций широкого тематического поля.

Несмотря на замечание в адрес проекта, кураторам тогда удалось запустить процесс активного взаимодействия и обмена между арт- и гуманитарными, а в последнее время и IT-секторами.
1g8a6684

Открытие выставочно-дискуссионного проекта “ECLAB_Интеракция”, июнь 2016

Что касается беларусской государственной образовательной системы, тут, скорее, все наоборот: гуманитарное знание не только не взаимодействует с другими сферами, но в принципе минимизируется и даже исключается из программ, формируя заблуждение об определенного рода бесполезности (нерентабельности) такого знания. И действительно, лекции по современному искусству и театру не собирают столько публики, как хакатоны, а на выставки на немногочисленных альтернативных площадках Минска не выстраиваются очереди, как например в “Гараж” в Москве или в Пинчук Центр в Киеве.

О том, в чем уникальность знания о современном искусстве и почему оно необходимо современному человеку рассказывают руководительницы концентрации “Современное искусство и театр” Европейского колледжа свободных искусств в Беларуси (ECLAB) — Оксана Жгировская и Валентина Мороз.

ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА В ECLAB ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО СОВРЕМЕННОСТЬ

Оксана Жгировская: Все началось с того, что в рамках ECLAB у нас с Анной Самарской был курс “Современное искусство и массовая культура”, и оказалось, что студенты, которые приходили на этот курс, хотели как раз большего акцента на современном искусстве. На выставках, по их словам, они ощущали себя как бы “за пределами” целевой аудитории, формировался, скорее, элитарный образ современного искусства. Но это ведь не так, просто необходима определенная оптика, чтобы современное искусство “читать”. Поэтому мы объединили свои усилия с Валентиной Мороз, которая занимается современным театром, и решили делать самостоятельную программу (концентрация на языке ECLAB), добавив туда еще маркетинг, потому что рынок, понятно, влияет на формирование и продвижение современного искусства.

На Западе “алфавит” современного искусства изучают с самого раннего возраста, поэтому писсуар или жестяная банка как арт-объекты никого уже не удивляют. У нас пока единственным способом овладения языком современного искусства остается самообразование и неформальные образовательные программы, типа концентраций в рамках ECLAB. Здесь есть возможность не только прослушать цикл лекций беларусских и зарубежных специалистов в области современных арт-практик, но получить более ли менее полноценное представление об их развитии от изучения эстетических канонов классического искусства до самых современных направлений и тенденций.

И если в 2015-2016 голу программа была рассчитана всего на 4 месяца, то в этом учебном году она станет 8-месячной, что позволит углубить и развить отдельные ее направления.

Помимо курса лекций о современном искусстве, театре, маркетинге в рамках концентрации проходили мастерские фотографов, художников, критиков, режиссеров, драматургов, таким образом студенты напрямую знакомились с различными художественными методами.

img_0618

Читка пьесы Малгожаты Сикорской-Мищук “Чемодан”, реж. В. Мороз

Оксана Жгировская: Наша программа состоит из теоретической и практической частей и в этом ее большой плюс. Например, даже в теоретической части мы предусматриваем практику: студенты совместно с преподавателями, а затем самостоятельно анализируют теоретические тексты, книги, спектакли, фильмы. Также в этом году у нас планируются авторские мастерские по видео-арту, фотографии, формальной композиции, критическому письму и театральному мастерству. Тут преподавателям дается полная свобода, как и в какой форме давать материал студентам, для студентов же мастерские – это возможность реализовать свои творческие амбиции и/или приобрести новые навыки.

СИЛА ИСКУССТВА В НЕПЕРЕСЕКАЮЩИХСЯ СВЯЗЯХ

Оксана Жгировская: Помимо авторских мастерских особенностью нашей программы является сам концепт искусства. Мы опираемся на теорию Розалинды Крауз, которая говорила о том, что это строящееся здание, что нет эволюционных связей, а есть клубок взаимосвязей, которые иногда не только не пересекаются, но никак не связаны между собой. Для нас произведение искусства, в первую очередь, это исторический документ, который появился в определенном политическом, социальном контексте, повлиявшем на методы, способы изображения и на темы в том числе. Именно поэтому многие произведения искусства мы не в состоянии сегодня “прочитать”, то есть отсутствует ощущение контекста. Студентам такой подход помогает иначе рассматривать “шедевр”, важным становится его социально-политическая включенность.

Мы демонстрируем, что сама история искусств — это концепт, который в разные времена, в зависимости от социальных и политических перспектив, тоже был разным.

Валентина Мороз: Нам важно показывать различные точки зрения, если говорить о театре, различные его эстетики и формы. Чтобы потом каждый уже индивидуально определил свою модель. То есть нашей задачей я вижу стимулирование студентов на “знание”, на то, чтобы они находились в поиске и были открыты новому.

Открытие выставочно-дискуссионного проекта “ECLAB_Интеракция”, июнь 2016

Открытие выставочно-дискуссионного проекта “ECLAB_Интеракция”, июнь 2016

Таким образом, искусство оказывается непосредственным участником происходящих на наших глазах трансформаций, перефразируя Ричарда Шехнера, оптикой, которая помогает читать это мир. А знание о нем не только помогает его понять, но расширяет представления о современности и о нас самих, формируя критический навык. Последнее, кстати, является одной из основных задач ECLAB в принципе.

КРИТИКОВАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

По словам руководительниц концентрации, в беларусском контексте не хватает здоровой критической оптики, которая позволяет ставить под сомнение, самостоятельно искать альтернативные пути решения, расширяя пространство личной свободы. Помимо этого привлекает студентов и непривычная для беларусского образования модель коммуникации с преподавателями.

В рамках концентрации много дискуссий и обсуждений, преподаватель не является единственным и последним источником информации, а студенты могут и даже должны делать ошибки.

Оксана Жгировская: Это дает определенную степень творческой свободы и помогает расширять свои рамки. Мы не ставим перед собой задачу воспитать художников, критиков, актеров, важнее, скорее, дать навык быть вдумчивым зрителем в самом широком смысле этого слова.

Валентина Мороз: Почувствовать себя творцами. Потому что кроме универсальных ключей для формирования критического мышления, мы предлагаем студентам возможность творческой реализации. В этом году было несколько итогов обучения: выставка, читка пьесы и спектакль по текстам студентов. Студенты работали с архивами, брали интервью для выставки, помогали монтировать, были ее менеджерами. Таким образом, смогли увидеть, как работает арт-механизм изнутри, и это оказалось очень ценным для них. Естественно, не все в дальнейшем свяжут свою жизнь с искусством, но о том, что в их мировосприятии что-то изменилось, они говорят сами.

Оксана Жгировская: В государственных вузах в основном учат воспроизводить полученные знания и навыки, и чаще всего результаты своей работы студенты демонстрируют в рамках своего же вуза для узкой аудитории. В ECLAB студенту наоборот, дается больше свободы, ему доверяют, вся образовательная программа направлена на создание коммуникации с аудиторией, городом, информационным пространством.

Итоговый проект ECLAB показывался в течение 10 дней в пространстве ЦЭХа и был направлен на широкую аудиторию. Студенты, преподаватели и выпускники всех концентраций делали его вместе. В проекте поднимались и обсуждались темы сопротивления насилию и дегуманизации в период Холокоста,  повседневные практики минских неформальных сообществ 1980–90-х годов, переплетение приватного и официозного в жизни советского человека периода застоя, альтернативная история Минска на интерактивной карте женских топонимов, остающиеся, на наш взгляд, вне фокуса общественного интереса.

Вечеринка ECLAB_Open[mind] в баре “Хулиган”, июнь 2016

Вечеринка ECLAB_Open[mind] в баре “Хулиган”, июнь 2016

Концентрация открыта для всех желающих, независимо от образования и профессионального бэкграунда, иногда как раз те, кто никогда не изучал искусство и не знает, что такое «правильно», выдают самые интересные и неожиданные результаты.

Валентина Мороз: Главной мотивацией, наверное, является желание нового. Если человеку тесно в том пространстве, в той модели, которую ему или ей предлагают, это наш студент.

Увага! Падача заявак на навучанне ў ECLAB адкрытая да 6 верасня.

Больш падрабязна пра мадэль навучання Liberal Arts.

На вокладцы: ECLAB Study Tour у Кіеве, ліпень 2016

 

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>