ЕВГЕНИЙ КОРНЯГ: НИКОГДА НЕ СДЕЛАЮ КРАСИВЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Среда, Июль 22, 2015 | ТЭГІ: інтэрв'ю , перформанс , прэм'ера

17 сентября 2015 в Беларусском государственном театре кукол состоится премьера спектакля “Интервью с ведьмами” Евгения Корняга. Светлана Улановская побеседовала с режиссером о том, что ожидает публику в новой постановке, о возможностях тела в театре и ближайших творческих планах.

Светлана Улановская: В данный момент ты работаешь над спектаклем “Интервью с ведьмами” по сказкам Братьев Гримм, премьера которого состоится в Беларусском государственном театре кукол 17 сентября. Расскажи, пожалуйста, подробнее об этой постановке. Это будет синтез пластического и вербального театра?

Евгений Корняг: Это будет совмещение всего, стилистический микст, в котором трудно выделить что-то главное. Здесь есть и объект-театр, и театр кукол, и мюзикл, и пластика, есть и чисто визуальные вещи, и вербальный компонент. Поскольку актрисы уже достаточно долго существуют в материале спектакля, я стилистически его меняю.

Три абсолютно разные женщины, похожие лишь тем, что они ведьмы, а все остальное — процесс… Мы пробуем, ищем, и нам очень любопытно, что получится. Репетиции проходят нескучно.

C.У.: Ты сам выбирал актрис?

Е.К.: Да, сам. Поскольку премьера состоится в театре кукол, я сначала выбрал двух актрис — Светлану Тимохину и Наталью Кот-Кузьму, но мне очень не хватало третьей. В труппе театра я не мог найти никого подходящего. Поэтому я пригласил Аню Господарик, с которой работал в других своих спектаклях (Анна Господарик — выпускница Беларусской государственной академии искусств по специальности “Актерское искусство”, актриса KorniagTHEATRE — С.У.). Ей очень нравится современный театр, она абсолютно открыта к экспериментам. Аня дает больше свободы. Она еще молода, она “не запылена” театром. При этом можно сказать, что она уже профессионал. Аня дает много чего-то совершенно свежего. Получается очень интересный обмен между опытными актрисами и совершенно безумной Аней. И, как мне кажется, побеждает Аня: они все становятся безумными. В целом мне повезло с актрисами, которых я выбрал.

1

“Интервью с ведьмами”, реж. Е.Корняг

C.У.: Кто еще в авторской команде?

Е.К.: Никита Золотарь, который пишет музыку, и Татьяна Нерсисян — художник-постановщик.

C.У.: В твоих спектаклях всегда первостепенную роль играет пластика. Какая роль отведена ей в новой постановке?

Е.К.: Актрисы танцуют! Я еще не все танцы поставил, но уже четыре есть. Мне кажется, это очень важный опыт и для актрис, и для меня. Они не привыкли работать с телом, использовать его в качестве основного выразительного средства, а работают в большей степени с предметом и голосом.

И здесь получается опять взаимообмен: мне есть, что им сказать, и им, чему меня научить. Работа с телом, которое не танцует ежедневно, — тоже очень интересный опыт.

Будет еще много песен. И поют, и играют, и танцуют — выйдет какой-то трэш-мюзикл просто! Черная комедия с элементами волшебства, мистики, тайны. Зрителю здесь будет над чем подумать и будет что посмотреть не думая. Но что получится в итоге, я пока не знаю, хотя поставил уже больше половины спектакля. Многие вещи я представляю только визуально, но еще технически мы не можем это воплотить.

C.У.: Получается, “Интервью с ведьмами” — твой первый репертуарный спектакль в Беларуси.

Е.К.: Да, в Беларуси первый.

C.У.: Если не ошибаюсь, это твой давний замысел. Одноименный эскиз к спектаклю был показан на одном из Международных молодежных театральных форумов “М@rt.контакт”.

Е.К.: Да, это было в 2011 году. Я поставил 20-минутный спектакль на актрис Могилевского драматического театра Елену Кривонос, Александру Виниченко и Наталью Колокустову.

C.У.: В последнее время тебя как режиссера часто приглашают в зарубежные театры. В 2012-м состоялась премьера твоего спектакля “Можно, я буду Моцартом?” в Русском драматическом театре Эстонии. В спектакле Агаты Бизюк “Созвездия”, премьера которого прошла в Польском театре в Познани в этом году, ты являешься автором пластического решения. По стипендиальной программе Gaude Polonia ты полгода отучился в Польше, результатом чего стал беларусско-польский спектакль “С другой стороны”, поставленный на актеров KorniagTHEATRE и театра Chorea (Лодзь). Изменил ли этот новый опыт твое отношение к театру, профессии?

Е.К.: Да. Меня очень поразил менталитет поляков — совершенно другой. Конечно, там есть свои плюсы и минусы, и мне не хочется сейчас говорить что-то плохое про Беларусь и что-то хорошее про Польшу. Есть очень много отличий. В Польше мне очень понравилась актерская открытость. Там я впервые в жизни работал с любителями в театре. Театр Chorea — это любители, у них нет высшего театрального образования. Но насколько они открыты и сколько всего они умеют делать — ты просто никогда в жизни не поймешь, что это непрофессионалы! При этом они быстрее схватывают, откликаются, быстрее что-то делают. Многие вещи мне было с ними намного легче делать.

С другой стороны, мне стало сложнее. Какие-то вещи у меня вызывают шок. Например, меня уже несколько раз не пустили здесь в театр. Для Польши это полнейший абсурд! А здесь — дисциплина: во сколько тебе прийти, во сколько уйти — все под контролем. Там ни один вахтер не может тебе ничего сказать. А у нас я чуть задержался на репетиции — прибегает сразу вахтер и тычет мне часами в нос. И ты понимаешь, что важнее в этом театре он, а не творческий процесс. Как-то в выходной мы пришли в театр на репетицию — и нас не только не пустили, но еще и обвинили, что мы будем ходить по подвалам. Актриса, которая проработала в этом театре 30 лет, будет по подвалам ходить! Абсурд!

Там больше доверяют человеку, а у нас относятся как к преступнику.
“З іншага боку”, рэж. Я.Карняг

“С другой стороны”, реж. Е.Корняг

C.У.: Расскажи о своей работе с Агатой Бизюк в Польском театре в Познани. Спектакль “Созвездия” по пьесе Ника Пейна — твой первый опыт сотрудничества с этим режиссером?

Е.К.: Да, первый. Мы с Агатой нашли друг друга. Мне было очень интересно работать с ней. Это совершенно сумасшедший режиссер — в лучшем смысле этого слова. Она одержима театром. Я видел несколько ее спектаклей, и мне они очень понравились. Агата обладает ценным качеством — она умеет “сбивать” команду. Когда ее приглашают в какой-либо театр, она всегда создаст группу, которая будет с ней на одной волне — поддерживать ее и работать вместе с ней.

Я приехал в Познань всего за 2 недели до премьеры, но всё успел сделать. Работы в спектакле мне было мало, потому что Агата знала, чего хочет, и давала мне очень точные указания. Но какие-то решения я ей подсказывал, что-то предлагал сделать по-другому — и она прислушивалась. Например, ей понравилось, что я из спектакля убираю танцы. Если в какой-то сцене танец для меня не был оправдан, я предлагал ей более физический, пластический театр, немного другое использование тела на сцене. Нас уже пригласили на следующий год с совместной постановкой.

C.У.: Тебя называют очень требовательным режиссером. А какие требования ты предъявляешь к себе? Чего ты как профессионал никогда не сможешь себе позволить?

Е.К.: Халтуры, глупости, безвкусицы, трусости. Никогда не сделаю красивый спектакль только ради того, чтобы сделать красивый спектакль. Никогда не позволю себе не рисковать. Если всё получается ровно, гладко, всё нравится — значит, происходит что-то не то.

В нашей профессии есть определенные рецепты. И тому, что называется “сделать вкусный спектакль для публики”, — я всегда говорю “нет”. Готовить по рецепту — для меня это недопустимо. Когда не знаешь, как делать спектакль, значит, его надо делать. Каждый спектакль — это поиск себя, открытие себя, проверка себя.

C.У.: Для тебя существуют табуированные темы в театре?

Е.К.: Мне кажется, табуированных тем нет. Главное — как ты их интерпретируешь.

C.У.: Тело — важнейшее выразительное средство в твоих постановках, начиная еще с первых студенческих спектаклей. Ты закончил Академию искусств как актер театра кукол. Откуда все-таки такой интерес к телу, пластике?

Е.К.: Возможно, интерес к телу обусловлен тем, что я вырос среди беларусского театра, где в спектаклях преобладает либо “говорильня”, либо танцы, сочетаемые с “говорильней”. Поэтому мои первые работы — это нарочитый уход от текста, вербализации, попытка недосказанности, поиск чего-то зыбкого.

“Латэнтныя мужчыны”, рэж. Я.Карняг

“Латентные мужчины”, реж. Е.Корняг

C.У.: Ты поставил немало спектаклей. Изменилось ли твое отношение к телу за это время?

Е.К.: Думаю, да. Если раньше тело для меня было первостепенным, то сейчас я привлекаю разнообразные выразительные средства. Мне хочется себя “растягивать”, выходить за рамки, пробовать ставить и невербальные, и вербальные спектакли. И потом уже, после того, как я поставлю 5-10 спектаклей, можно будет понять мой язык. Пока я еще нахожусь в поиске, мне многое интересно попробовать.

C.У.: Но тебе по-прежнему интересно работать именно с актерами.

Е.К.: Да, это принципиально. Мне важнее, чтобы человек сыграл телом, а не станцевал. Я стремлюсь, чтобы в моих спектаклях актеры говорили телом, а не просто что-то изображали.

Я не являюсь хореографом и не ищу какую-то философию в движениях. Простота движений, линий — мне она более приятна.

Мне интереснее та хореография, которую может сделать обычный человек, те движения, которые будут для него органичны, пусть даже это будут простые движения. Мне нужна правда.

C.У.: Твои спектакли всегда собирают полные залы несмотря на то, что ты не потакаешь публике, не идешь у нее на поводу.

Е.К.: Я всегда ставлю с учетом публики. В “Интервью с ведьмами” я пытаюсь совместить свои амбиции (актерские, режиссерские), интересный сюжет, тенденции современного искусства и публику репертуарного театра. Я уверен, что можно создать что-то стоящее, свое, даже используя приемы развлекательного жанра.

C.У.: Творчество каких режиссеров тебе в данный момент интересно?

Е.К.: Очень многих. Мне интересно творчество польских режиссеров — Кшиштофа Варликовского, Кристиана Люпы, интересны спектакли Димитриса Папаиоанну, очень нравится Йо Стромгрен. Мне кажется, есть даже какие-то переклички — осознанные или неосознанные — между спектаклями Стромгрена и моими. Например, в “Госпитале” Стромгрена действующими лицами являются 3 медсестры, в “Монастыре” — 3 монашки, у меня — 3 ведьмы. Мне близко то, как он использует хореографию, его чувство юмора, но я пытаюсь от уходить от стилистики Йо Стромгрена, от осознанных перекличек с его творчеством.

C.У.: Есть ли у тебя нереализованные замыслы? Что бы ты хотел поставить в ближайшее время?

Е.К.: Такие замыслы есть. Из ближайших спектаклей — “Blondi” по пьесе Дмитрия Богославского. Мы работали над ней в рамках IV Международной драматургической лаборатории.

C.У.: Где будет поставлен этот спектакль?

Е.К.: В KorniagTHEATRE. Не для репертуарного театра, не для массового зрителя. Это будет еще один эксперимент, попытка работы с новой театральной стилистикой. Еще из замыслов — “Медея” и “Родительница”. Опять я возвращаюсь к образу женщины-матери…

Также есть идея сделать спектакль о теле — о комплексах советского человека по поводу собственного тела. Тут уже будет пометка “21+”.

Подготовила Светлана Улановская

Фотографии @ fb KorniagTheatre

На обложке //  „Интервью с ведьмами“ 

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>