ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ПОПЫТКА ЧЕСТНОСТИ

Среда, Март 11, 2015 | ТЭГІ: доктэатр , рэцэнзія

Виктория Белякова

Реальность вокруг нас изменчива, и это является неизбежным условием ее существования и постоянного движения. Человек как живой организм по своей природе склонен реагировать на колебания и волнения мира. Проявляется это в разнообразных формах: от прямо пропорциональной рефлексии до эскапизма. Последнее, в контексте беларусской театральной среды, как раз и является главной причиной несостоятельности существующего процесса перед лицом современности.

Эскапизм, или бегство от реальности, явление, которое затрагивает и творческую, и организационную театрально-корневые системы, причем обе они тесно переплетены.

В Беларуси абсолютное большинство театров являются государственными, а то оставшееся меньшинство частных структур по сути своей антрепризные организации. Такова общая картина реальности нашей страны, в которой логически выстраивается зависимость высказывания от менеджмента. В случае государственных театров эскапизм организационной части влияет на замкнутость и ограниченность творчества.

На таком фоне в декабре 2014 года и январе 2015 года появляются сразу два проекта совершенно иного звучания: спектакли “Мабыць?” Республиканского театра беларусской драматургии (реж. А. Марченко) и “Время секонд-хэнд” Могилевского драматического театра (реж. В. Петрович). Обе постановки созданы на основе документального материала и отличаются желанием зафиксировать реальность и поговорить о ней с помощью театра.

mabyc

“Мабыць?”, реж. А. Марченко

Тенденция такая проявляется совсем не случайно: документальная основа позволяет обрести землю под ногами, нащупать пульс времени и отыскать в нем больные гниющие органы. Неспроста власть держащие так настороженно относятся к подобной манере — она отрезвляет своей прямотой. Так, например, спектакль “Мабыць?” Министерство культуры приходило принимать трижды.

Истоки проекта “Мабыць?” уходят своими корнями в 2013 год, когда Центр беларусской драматургии привез в Минск российского драматурга, сценариста Любовь Мульменко для проведения двухдневного мастер-класса по документальному театру. Изучая методы и техники жанра “вербатим”, участники наткнулись на важную и назревшую тему “тайного беларуса”. Какой он современный беларус? Актуальны ли сегодня сложившиеся стереотипы о мягкости и толерантности? Режиссер Александр Марченко, драматург Дмитрий Богославский и команда актеров РТБД взялись за исследование окружающей реальности с помощью интервью, которые они проводили с людьми разного возраста и социального статуса.

Министерство культуры

“Мабыць?”, реж. А. Марченко

Несмотря на огромный диапазон тем и разговоров “о разном”, в спектакле создана структура, на которую нанизаны монологи о насилии, о бездомных животных, об институте церкви, о национальном менталитете и о многом другом. “Голоса вокруг нас” — это не только жанр спектакля, это и четка прописанная позиция слушателя. Важны все высказывания — такова природа документального театра. Ценное здесь скрывается в самом простом. Театр в этом спектакле играет со зрителем на равных, на это работает и прием отсутствия “четвертой стены”, и использование интерактивности: в течение всей постановки зачитываются в том числе и высказывания зрителей, пришедших на спектакль. Интонация поддерживается и узнаваемой “народностью” персонажей: героем мог бы стать любой сидящий в зале.

Спектакль “Мабыць?” получился хором повседневной действительности, которая в реальной жизни скрывается от нас в молчаливом движении сотен людей, встречающихся ежедневно в вагонах метро, гипермаркетах и мелькающих автомобилях.

Для каждого здесь найдется свой ценный материал для размышлений. В память ярко врезался тот самый “Бо” (так в одном из монологов называют беларуса), который лично для меня стал метафорой ко всему спектаклю, и хотя его крутили, вертели и изучали в течение всей постановки, он все равно въелся своим добродушием и мягкостью, а это само по себе еще один повод для раздумий и возможных сомнений.

26 февраля режиссер Могилевского драматического театра Владимир Петрович привез в Минск свой новый спектакль “Время секонд-хэнд”. Основа постановки — монологи из одноименной книги Светланы Алексиевич, после прочтения которых мир предстает в обнаженном виде. Метод Светланы Алексиевич — таже интервью, зафиксированные на бумаге, голая документальность, бьющая прямо в лоб. Спектакль “Время секонд-хэнд” получился не менее острым.

second_hand

“Время секонд-хэнд”, реж. В.Петрович

Две истории в виде монологов развернулись на фоне минималистичных декораций и действий. Каждая часть самодостаточна: одна посвящена осмыслению прошлого, вторая — задевает остросовременную тему терроризма. Все это глазами простых людей, их размышления и воспоминания звучат в спектакле личными откровениями, тяжелыми и болезненными. Несмотря на традиционность построения — актер и зритель разделены условной “четвертой стеной” — остается ощущение разговора о важном и сокровенном, в котором участвуют как исполнители, так и зрители. Обсуждение после показа — возможность для обеих сторон получить обратную связь.

Драматичное звучание спектакля рождено смыслами, которые заложены в рефлексиях героев. Развенчание огромного мифа под названием “Советский союз”, осмысление несостоятельности дня сегодняшнего, крах любых иллюзий, осознание ничтожности и хрупкости человеческого в человеке, беззащитность любого из нас перед трагичными явлениями действительности — все вместе и каждое по отдельности — повод для начала честного разговора театра со зрителем. Спектакли “Время секонд-хэнд” и “Мабыць?” каждый со своей интонацией начали такой диалог в рамках репертуарных театров.

Наблюдение за людьми, простыми зрителями, не имеющими прямого профессионального отношения к театру, натолкнуло меня на одно типологическое наблюдение. В большинстве случаев отношение к театру прослеживается в двух проявлениях: приверженности и сомнении. Первый тип аудитории отличается благодарностью и воспитанностью и придет в театр в любом случае, по зову заложенной в генах культурной программы. Второй тип — зритель скептический, проходящий мимо театра так же стойко, как и мимо улыбчивого кришнаита на выходе из метро. Человек такой, когда-то четко усвоил, что театр это, видимо, не про него и вообще слишком далеко от реальности. Тип этот разумный и интересный в своих проявлениях, но шарахающийся от Мельпомены. Надо ли говорить, что количественное преимущество за последними?

second_hand5

“Время секонд-хэнд”, реж. В.Петрович

При всем этом именно этот тип — та ценнейшая аудитория, которая своей неуступчивостью проверяет театр на жизнеспособность.

Это потенциальный зритель, которого стоит и необходимо завоевывать. Вполне возможно, что сегодня именно документальная манера как попытка честного разговора, — это шанс для театра наладить взаимопонимание с широким кругом людей и вернуть свою энергию в живое русло.

Виктория Белякова

Фотография обложки // “Время секонд-хэнд”, реж. В.Петрович

Фотографии // Центр беларусской драматургии, архив В.Петровича

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>