НАЕДИНЕ С КВАДРАТОМ

Воскресенье, Февраль 15, 2015 | ТЭГІ: рэцэнзія , сучасны танец , фестываль

Ольга Бубич

“Я хочу открыть вегетарианский ресторан”, “я хочу преодолеть все сложности” — спектакль театра танца “Karakuli” начинается многоголосием шепота, озвученными желаниями хора голосов, постепенно заполняющих пространство прохладного зала ДК Железнодорожников — площадки III Открытого форума экспериментальных пластических театров Беларуси “PlaStforma Минск-2015”. На сцене — труппа молодых танцоров, чьи постановки уже побывали на российских и европейских фестивалях. 11 февраля в Минске “Karakuli” показали спектакль “Один в квадрате” — нелинейный нарратив из непрозрачных аллюзий, злой иронии и экзистенциальных рефлексий на знакомые каждому сегодня темы. Само название предвосхищало присутствие в спектакле двух основных персонажей — человека и объекта. Квадрата, который на протяжении часового выступления, приобретал различные символические формы: от квадрата матраса, неизменного свидетеля шепота вечерних желаний, до простой геометрии стен наших клеток-квартир-коробоквконтактов, в которые эти матрасы могут трансформироваться.

Комментируя постановку, режиссер Ольга Лабовкина говорит о свободе зрительских интерпретаций разворачивающихся на сцене историй и нежелании привязывать к ним строго очерченные значения. “Один в квадрате” — “своеобразная модель мира, где каждый ограничен своей тщательно простроенной зоной комфорта,” — сообщалось в аннотации к спектаклю.

И именно этот образ физически ощутимых границ, внутри которых каждый из нас волен заселить как свои желания, так и страхи, и стал, по сути, пространством для построения той самой универсальной модели, стимулом для рефлексии над которой стало пластическое высказывание труппы Ольги.
Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Удивительным образом геометрия квадрата стала в спектакле смысловой осью, на которую режиссер предлагает зрителю нанизать плавно и логично перетекающие друг в друга смыслы. Физические границы его четырех соединяющихся линий, почти продолжая логику то ли простых школьных учебников, то ли геометрических теорий Василия Кандинского, могут быть расценены, прежде всего, как противопоставление чему-то иному — настоящему, человеческому, живому, которое пытается в этих границах существовать. Чему-то, что постоянно, неважно в танце или в неконтролируемых конвульсиях, сражается за право выхода за неизменно присутствующие, навязанные внешние стенки.

Квадрат ограничивает, сжимает свободное пространство, неумолимо двигается, претендует на место вокруг и внутри нас.

Квадрат может выходить и в трехмерную плоскость, возвышая человека надуманной, пустой важностью, пафосом и гордостью. Он же может и в буквальном смысле “сдуться”, опустив вчерашних героев на землю, показав, что их болтовня — ни что иное, как бессмысленное сотрясание воздуха, фоновый, никем не различимый шум. Модификации могут подвергаться и физические свойства квадрата — уплотняясь, он становится преградой, сбивающей и без того растерянного человека с ног. Плотно охватывая фигуры танцующей пары, он способен строго очертить незримую область личного, куда кто-то может бояться впустить другого, даже если сам акт танца (взаимодействия с партнером или другом) предполагает полное доверие и более тесный и искренний контакт.

Формально заданные различными символическими образами квадрата, на сцене разворачиваются узнаваемые ситуации столкновения человеческого и социального: свободного, живого и того, что пытается его ограничить. Герои немногословны: движений и пластики в невербальном диалоге с объектом достаточно для считывания конфликта. Особого внимания заслуживает попытка рефлексии проблемы несоответствия “идеального Я” виртуальных пространств и “реального Я” современного человека. Вот герои, водрузив на нос черные очки, позируют перед объективами невидимых фотоаппаратов, зрители слышат частые щелчки затвора камеры; вот звучит, истерично бросаемое в невидимый (виртуальный?) зал, многократно повторяемое на разные лады и оттого вскоре потерявшее смысл обращение “Дорогие друзья!”; вот та же героиня, имитируя быстрый бег, остается, сидя на матрасе, на месте в уютном крохотном комнатном мирке из мягких стен, пола и потолка. Ее трепыхание вызывает жалость, сочувствие зрителя, но, наверное, одновременно с этим и злость. Ведь разве не она сама сознательно поместила себя в этот “квадрат”, разве не она сама поддалась иллюзии движения в этом интенсивном беге на месте — эквивалента обессмысливания не только несуществующих, виртуальных “друзей”, но и, что намного страшнее, своего собственного существования.

Квадрат ее комнатки, при более пристальном рассмотрении, становится не только комнатой-клеткой, комфортно защищающей от поисков ответы на действительно важные вопросы, попыток обрести себя, но и экраном компьютера — монитором, в котором мы, зрители, наблюдаем за ее бегом, конструируем образ желанных и красивых образов себя, имитируем общение, жизнь.

Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

В отдельной сцене “Одного в квадрате” автор, идя на уступки, разрешает нам, тем не менее, различить и несколько индивидуальных голосов своих героев. Друзья, вам есть что сказать: ракушка “Повелителя мух” передается из рук в руки, — и зритель знакомится с каждым персонажем отдельно. “Занимаюсь тут разными штуками,” — признается первый герой, перечисляя содержание собственных будней, он нелепо прыгает на сорванный с себя рубашке, свернутой наподобие скакалки. “Штуками” — это слово из знакомого обихода поражает и пугает. Разве не оно, легкомысленное, немного глупое, но такое узнаваемое, так точно передает ту самую рутину — статус, задаваемый нами каждый день пустой мерцающей строкой в социальной сети. Похожими “штуками” заняты и другие герои: безрезультатные тренировки в попытке сесть на шпагат, поверхностные желания танцевать лучше, никому не нужные объяснения, скатывающие на юмор ниже пояса.

Вот что герои скрывают от мира и самих себя за черными очками в позе для новой аватарки. Пустоту. “Штуки”. Необразованность нахального “Не пОняла?”, громко и настойчиво повторяемое с неправильным ударением.
Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Смысловой кульминацией спектакля становится этюд со стульями, вызывающий в памяти образ дороги как метафору постоянного передвижения по вагонам будней. Сидящие на развернутых к зрителям стульях танцоры время от времени поднимаются и меняются местами. Число стульев при этом уменьшается. Монотонность ритма их передвижений и подобранной для аккомпанемента музыки, скупая схематичность зацикленной пластики формируют у зрителя четкое понимание неизменного приближения ситуации одного стула. Ситуации отсутствия и его.

В этот момент все прозвучавшие в спектакле главы обретают иное звучание — выстраивается цельное высказывание. Долгое наблюдение за игрой в стулья дает нам достаточно времени для вывода: однажды без места на стуле можем остаться и мы сами. Вслед за Андреем Горчаковым из “Ностальгии” Тарковского перенося через сцену ложку с сахаром, мы можем добраться до чашки слишком поздно. Обращаясь к “дорогим друзьям”, мы рискуем узнать слишком поздно о том, что зал, куда мы всматривались, был на самом деле пуст. Потому что в ежедневной борьбе с разными ипостасями неизменно взаимодействующего с нами границами квадрата мы не успеваем задуматься о том, что имеет истинную важность.

О том, в чем мы имеем смелость признаться самим себе перед сном шепотом.

На обложке //  сцена из спектакля “Один в квадрате”, взято из официальной группы театра танца “Karakuli” в социальной сети ВК

Мнения авторов не всегда совпадают с позицией редакции. Если вы заметили ошибки, пожалуйста, пишите нам.

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>