Премьера в Свободном театре: “Земля #2” Максима Досько

Четверг, Июнь 5, 2014 | ТЭГІ: прэм'ера

В конце мая Беларусский Свободный театр порадовал минскую публику премьерными показами спектакля “Земля #2”, созданного по трем текстам беларусского автора Максима Досько — “Титан”, “И состраданье вмиг открыло ей” и “Радио Культура”.

Максим — обладатель гран-при 7-го конкурса современной драматургии “Свободный театр”. Несмотря на неблагоприятные условия, в которых сейчас находится театр (отсутствие помещения, средств), СТ по-прежнему выполняет свою основную задачу: поиск автора посредством конкурса, реализация его текстов в пространстве и последующая встреча со зрителем.

Что же думают о премьере непосредственные ее участники: режиссер, драматург, актеры и зрители?

Владимир Щербань, режиссер Свободного театра:

В этом году в жюри драматургического конкурса я возглавлял мою любимую номинацию — “Пьеса короткой формы и экспериментальный текст для театра”. Сюда поступило 212 текстов. Я намеренно читал все присланные тексты без имен авторов, дабы избежать предвзятости. Когда я приступил к коротенькой пьесе под номером 91, сразу стало понятно, что этот текст написан человеком с абсолютным драматургическим слухом и, что особенно радовало, автор внимательно слушал белорусскую реальность.

Пьеса под номером 92 явно свидетельствовала о том, что автор также мастерски владеет словом, с легкостью и непринужденностью выражает “все оттенки серого”. Пьеса под номером 93 окончательно убедила меня в том, что этот триптих, посвященный тонкостям беларусской реальности, написал опытный драматург, который не ограничивает себя написанием слов,

а конструирует драму, виртуозно вплетая аудио- и фотофайлы в вербальную структуру. Приходится не только читать, но также смотреть и слушать одновременно.

Благодаря этому объем и воздух появляется в этих трех коротких антиисториях. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что триптих написал дебютант в драматургии Максим Досько. Триптих “Титан”, “И сострадание вмиг открыло ей” и “Радио “Культура” так и просились на сцену, ведь это тот редкий вид драматургии, которой просто необходим зритель.

Публичные читки в Лондоне и Минске только подтвердили это. Так появилась идея спектакля “Земля #2”. Несмотря на то, что, по рекомендации автора, каждый текст может играться отдельно, я решил включить в спектакль все три пьесы, которые замечательно оттеняют друг друга и в полной мере демонстрируют амплитуду авторского дарования. У наших актеров большой опыт по освоению современной мировой и белорусской драматургии — Сара Кейн, Равенхилл, Пинтер, Пряжко, Рассолько, Стешик, Шевчук. На сей раз было необходимо уловить особую ускользающую трагикомическую тональность автора, совершенно новую для белорусского театра. Уловить новое. И, судя по реакции зрителей и автора, нам это удалось. И я хочу поздравить беларусский и мировой театр с рождением нового автора.

____ _____ _________3

Слева направо: Вика Биран, Марина Юревич, Яна Русакевич, Юля Шевчук

Максим Досько, драматург:

В целом результат мне очень понравился. Можно сказать, что ожидания оправдались. Хочу выразить признательность, что Свободный театр взялся за мои тексты. Честно, очень хотел, чтобы эти мои тексты были поставлены именно в Беларуси, а тут, видимо, только один театр мог с ними работать и сделать что-то достойное. Получилась впечатляющая вещь, так что я доволен.

Отлично, что режиссер не пошел по пути простой ретрансляции текстов, а есть работа, осмысление, это делает из просто текста продукт более глубокий, многозначительный, вносит новые смыслы… Работа актеров великолепна, потому что есть самое главное — искренность, полная самоотдача. Актеры не просто играют, они чувствуют текст, то, что я закладывал, проживают его. Когда писал тексты, я совсем не думал о том, как это будет ставиться, как это будут играть актеры, а теперь понимаю, как было тяжело работать с текстами и режиссеру, и актерам. Новых планов на жизнь с этим событием вроде не появилось. Если честно, то в жизни (в первую очередь в бытовой ее части) я бы не хотел что-либо кардинально менять. Конечно, в моей жизни творчество будет и дальше важным, без этого я уже себя не мыслю и не могу по-другому жить. Каким творчество будет — не загадываю, скорее всего, будут и тексты, и фотография, и какие-то концептуальные проекты, может, еще что-то новое.

Сказать, что сейчас я стал драматургом (а тем более “преемником” беларусской драматургической школы) я про себя не могу. Драматург — это серьезно и ответственно, я всего лишь “свободный художник”, наверное.
_MG_1425

В центре: Андрей Уразов

Вика Биран, актриса:

Тексты Максима настолько детальны, что на протяжении всего репетиционного процесса меня не покидало ощущение, что ты работаешь, скорее, с текстовым негативом реальности одного отдельного взятого человека, а не с полноформатной пьесой. Возможно, это иллюзия, ведь известно, что Максим еще и замечательный фотограф. Эта практика, видимо, и помогла ему заполучить и развить умение “наблюдения”. Актерская задача была, с одной стороны, достаточно простой: текст живой, наполненный сочной и не абстрактной словесностью, музыкальные файлы помогают прочувствовать динамику сцен.

С другой стороны, несмотря на абсолютное ощущение вербатимной лексики, ты должна была четко фиксировать для себя, где ты и есть тот самый герой текста, а где ты просто рассказчик и передаешь хронику его дня, рассказываешь, но не проживаешь.

Без этого осознания двигаться дальше было невозможно. Надеюсь, все удалось. Если вы не успели побывать на премьере — не беспокойтесь: мы обязательно повторим ее через месяц, когда текст немного уляжется и мы поймем, как можно отшлифовать результат нашей работы.

Зрители (сохранен оригинальный стиль записи в блогах):

— Учора паглядзела спектакль паводле п’ес максіма дасько. ребята, як, як вы гэта робіце? чаму так верыцца, так не сумняваецца, так імгненна офіснае-флюарэсцэнтнае ператвараецца ў самы жывы і сакавіты тэатр. тэксты, канешне, клёвыя; адчуванне кантэкстнасці, датычнасці да ўсяго — невымернае. але асабліва ўразіў “Радыё “Культура”. і “асабліва ўразіў” — гэта нават не 1/10 тых эмоцый, бо (можаце сабе ўявіць) я працую там!

і ўсе гэтыя галасы, джынглы, так таленавіта пераплеценыя, перакрыжаваныя з сюжэтам; слаі такога цудоўнага, горкага, сумнага і ўсё-ткі да жудасу трапнага гумару — усё гэта проста мэйд мі край.

і вашае ўвасабленне… кожны раз хочацца проста пець оды і абдымаць, бо толькі ў вас, толькі, я адчуваю жыццё і рух, пошук, смеласць, талент, прафесіяналізм, апантанасць! зараз будзе зусім пафас, але самі вінаваты: беларускі свабодны тэатр — адна з тых нямногіх рэчаў, якія абуджаюць ува мне той самы патрыятызм і гонар. што вы — такія, такія!! — свае. на вашых спектаклях я адчуваю час. і сябе ў ім. дзякуй вам за гэтыя важныя, такія патрэбныя, хуткія і якасныя асэнсаванні нас саміх.

***

_MG_1437

Андрей Уразов, Кирилл Константинов

Учора быў сьведкам чарговай прэм’еры (ці пакуль яшчэ адкрытай рэпетыцыі) BFT… тры невялічкія творы Максіма Дасько былі пастаўленыя тэатрам, як звычай, шчыра, годна і тонка… Уражаньняў — стос. Выказаць хочацца шмат чаго… Ну, па-першае, ўражваюць самі п’есы.

Як такія простыя сцэнары, абсалютна пабытовыя сюжэты, якія базуюцца на шэрых, я б нават сказаў, брудных штодзённых падзеях… могуць акунаць да такіх неверагодных філязофскіх глыбіняў.

Дзіўна, як у драматурга атрымліваецца праз апісаньне звычайнага “бухалава”, ці то праз дэманстрацыю шараговага скандалу ў грамадскім транспарце, ці то праз пералік сучасных дзяржаўных брэндаў задаць літаральна фундамэнтальныя экзістэнцыяльныя пытаньні. Па-другое, уражвае тое, як працуе сам тэатр. У невялікім памяшканьні, з мінімумам дэкарацыяў, але з бездакорнай зладжанасьцю, тэатр за паўтары гадзіны праносіць нас праз цэлыя Сусьветы чужых жыцьцяў… ня проста праносіць, але і робіць іх часткай. Прымушае заўзятарыць, перажываць праблемам герояў… параўноўваць і карэляваць са сваім уласным жыцьцём.

_MG_1497

Слева направо: Вика Биран, Марина Юревич, Яна Русакевич, Юля Шевчук

Па-трэцяе, уражвае тонкае акторскае майстэрства… тут мне бракуе словаў… ды й у любым выпадку іх будзе недастаткова… бо калі ты глядзіш на актораў, ты бачыш нават не герояў п’ес, ты бачыш сябе самога. Асноўная каштоўнасьць гэтых п’есаў у тым, што яны дапамагаюць нам крытычна пераасэнсаваць уласнае жыцьцё… чарговы раз задаць сабе тыя самыя, да болю знаёмыя пытаньні а-ля: для чаго я жыву? чым? навошта?..  і ў чарговы раз, магчыма, пакінуць без адказу…

Але ілюзія таго, што ты хоць на маленькі крок наблізіўся да разуменьня гэтых ісьцінаў… яшчэ доўгі час пасьля спэктаклю ня будзе пакідаць цябе… за што, Свабодны, вялікі вам дзякуй…

Подготовила Вика Биран

Фото ©Вики Братишко 

Интервью с Максимом Досько можно прочитать ТУТ

______ ______ (_ ______) _ ______ __ _____ ________

Максим Досько (в центре) с актерами Свободного театра

________ ________ _______ __ _________ _________

Владимир Щербань

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>