Как Fortinbras будил Минск (июль 2010)

Вторник, Октябрь 15, 2013 | ТЭГІ: архіў , таймлайн

Архіў! 27.07.2010, charter97.org 

Завершился второй год работы театральной лаборатории Fortinbras при Беларусском Свободном театре.

После сдачи летних зачетов, в студии продолжит обучение 6 студентов. Основным событием летней зачетной сессии по театральному маркетингу и менеджменту стал городской нонконформистский проект Inside | Out, сориентированный на решение социальных проблем, под общим девизом “Разбуди город!”.

“Маркетинг — это предмет, наполненный словами. Он дается только тем, кто в состоянии конвертировать слова в действие. Свободный театр интересуют абсолютно конкретные действия, направленные на трансформации: тех, кто это делает, и тех, кто вовлечен в проект”, — говорит директор театра Наталья Коляда, преподаватель маркетинговой дисциплины. Проект Inside | Out — это перформанс “Сквот”, видеоистория “Прогулка”, поэтический карнавал, акция музыкального протеста перед Академией музыки и две публичные дискуссии об аутсайдерах.

Каждый из них вскрывает актуальную для Беларуси тему резервации некоторых групп: как людей с особенностями психофизического развития и инвалидов-колясочников, так и городских поэтов и незрячих музыкантов.
«Сквот», реж. Н.Володько

«Сквот», реж. Н.Володько

 

Проект начался со “Сквота” — первой режиссерской работы Никиты Володько. Отрывок из пьесы британского драматурга Сары Кейн “Очищенные” был поставлен в заброшенном двухэтажном здании в центре Минска. “Показ в нестандартной обстановке, в „живом„ пространстве, требует очень вдумчивого подхода, и, при всех недочетах, нас радует, что студийцы берут сложный драматургический материал и пытаются самостоятельно с ним разобраться, вырабатывая свою собственную театральную интонацию”, — говорит один из руководителей студии Fortinbras, режиссер Владимир Щербань.

А через несколько часов студенты снова собрали публику в городе, перед Академией музыки — там не могут учиться незрячие. Проект Виктории Колчиной Незрячие тоже могут чувствовать музыку” стал протестом против этого положения вещей. Перед зданием консерватории было установлено фортепиано, и прямо перед ступеньками, ведущими в главный музыкальный вуз страны, выступили два незрячих музыканта.

Проект Виктории Колчиной “Незрячие тоже могут чувствовать музыку”

Проект Виктории Колчиной “Незрячие тоже могут чувствовать музыку”

 

“Наша система образования не предусматривает других возможностей для незрячих, кроме бездумной работы на заводе „Светоприбор„, — говорит автор проекта. — В частности, нет возможности получения высшего музыкального образования — молодым людям отказывают не только в праве на учебу там, но даже в прослушивании.

Мой проект об этом: почему незрячих людей не берут на прослушивание в Академию музыки? 

Акция прошла у дверей консерватории, при большом стечении зрителей, которые пришли послушать Бетховена в исполнении незрячих пианистов. Конечно, был риск в проведении подобного перформанса, в любой момент милиция могла забрать и музыкантов, и меня, но другого пути привлечения внимания к этой проблеме я не вижу.

Проект Виктории Колчиной “Незрячие тоже могут чувствовать музыку”

Проект Виктории Колчиной “Незрячие тоже могут чувствовать музыку”

Минск пока не вжился в статус европейской столицы: в городе тихо и скучно жить. Это стало импульсом для Кирилла Ильницкого, предложившего разбудить спящий город карнавалом — создать импровизированные городские площадки под стихийные поэтико-музыкальные перформансы. Практика таких шоу давно есть в Европе, но для Минска это первый уличный фестиваль шагающих по городу поэтов, среди которых Виктор Жыбуль, Андрей Адамович, Мария Мартысевич, Вера Бурлак, Виталий Рыжков и Андрей Хаданович.

Виталь Рыжков

Виталь Рыжков

 

Стартовал он у городской ратуши, передвигаясь по проспекту Победителей к кинотеатру „Москва“, и завершившись у памятника Пушкину выступлением Андрея Хадановича в сопровождении огненного шоу „Палымяны Бармаглот“. Пять точек, пять площадок, которые до сих пор никто не решался освоить.

“Для меня основным в подготовке студийцев к презентациям по дисциплине „маркетинг и менеджмент„ был нонконформизм, — говорит Коляда. — Беларусская культурная среда в основе своей не заставляет думать о причине своих переживаний. Мы же смотрим в суть проблемы, которая существует в обществе. Это очень конкретный подход, связанный с человеком, находящимся в резервации: человеком с особенностями развития, незрячим человеком, поэтом… Мы попробовали вскрыть эту реальность.

Во время дискуссии

Во время дискуссии

В рамках проекта Inside | Out прошли две общественные дискуссии на закрытые сегодня темы „Интеграция в общество людей с особенностями психофизического развития“ (авторы — Анна Слатвинская и Римма Ушкевич), и жизнь в городе инвалидов-колясочников.

Проект Виктории Биран

Проект Виктории Биран

 пошла на смелый эксперимент, попытавшись провести в инвалидном кресле 24 часа, и сняв об этом фильм. Оказалось, что городское пространство, даже при наличии требований городских властей к оснащению общественных мест пандусами, абсолютно враждебно к нвалидам-колясочникам.

Проведенная дискуссия еще раз подтвердила, что „особенных людей“ в социуме боятся и потому не знают ни о местах их жизни, ни об их возможностях и талантах. Между тем, в психоневрологическом интернате Минска существует мастерская, где пишутся картины, достойные представления в статусных галереях современного искусства. Авторы проектов столкнулись со всем возможным набором сложностей: идея, обоснование, целевая аудитория, планирование и реализация.

Во время дискуссии

Во время дискуссии

„Это первый в моей жизни маркетинговый проект, задуманный и реализованный мной от самого начала до конца — говорит Виктория Колчина, — когда я самостоятельно улаживала все технические, административные процедуры: вывоз пианино в центр города, поиск музыкантов, реклама события. Это серьезное преодоление самой себя“.

Еще одной задачей студентов Fortinbras был поиск финансирования. Как ни странно, бюджеты всех проектов, в том числе и уличного фестиваля, оказались равны нулю, — пожалуй потому, что и люди, и поэты слишком соскучились по празднику в спящем городе.

Анна Маковская, www.dramaturg.org, 25 июля 2010

На обложке «Сквот», реж. Н.Володько

Фото: © kilgor_trautt.

Пакінуць каментар

Ваш email адрас не будзе апублікаваны.

Магчыма выкарыстоўваць HTML тэгі і атрыбуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>